Несколько лет назад, занесло меня на дропзону, расположенную в
окрестностях Нижнего Новгорода, а если еще точнее - то вблизи г. Балахна.
Дропзона обосновалась на бывшем военном аэродроме, который, в свою очередь
относился к Московскому округу ПВО. В бытность военным, на аэродроме
базировались тяжелые перехватчики; сперва - МиГ-25, а позже - МиГ-31.
Аэродром был покинут в 2001 году. Жилой городок стал маневренным жильем, а
также, местом отселения должников по квартплате. Летное поле несколько лет
пустовало, пока не пришли парашютисты. Здания и сооружения же, ветшают и
потихоньку разрушаются.
Думаю, не открою Америку, если скажу, что все более-менее ценное было
разворовано.
Чуть не забыл. На территории бывшего жилого городка проживают и проходят
обучение кадеты Нижегородского кадетского корпуса. По крайней мере, во время
моего посещения, было именно так.
Сам аэродром рассчитан на базирование авиаполка трехэскадрильного состава. На
аэродроме имелись 3 эскадрильные зоны, ТЭЧ, ЦЗТ с подземным хранилищем топлива,
склады, командные пункты, ну и прочее, что положено по штату. Взлетная полоса
одна, бетонная, длиной более 2000 м. Также, на территории аэродрома,
располагалась гауптвахта.
Учитывая, что полк, базирующийся в Истомино, должен был прикрывать Москву от
воздушного нападения (а также - Нижний Новгород с его промышленностью,
Дзержинск с его химией, Кстово, с его огромным НПЗ, Саров, известно с чем;
Нижегородскую ГРЭС и Нижегородскую ГЭС), и соответственно, сам был
первоочередной целью превентивного нападения, при строительстве аэродрома были
приняты меры, позволяющие работать в условиях применения ОМП. Были построены
защищенные КП, подземные убежища как в эскадрильных домиках, так и
непосредственно у мест стоянки самолетов. Для РТС аэродрома тоже были выполнены
защитные сооружения (наземные, но с обвалованием). Но вот что странно - на весь
аэродром построили одно-единственное ЖБУ для самолета, рядом со стоянкой
дежурного звена. В эскадрильных зонах же, самолеты стояли в обвалованиях -
капонирах, открытых сверху.
Еще одна особенность аэродрома, обусловленная видимо тем, что он построен среди
болот - то, что все эскадрильные зоны, ТЭЧ и прочие службы, расположены с одной
стороны полосы, т.е. ВПП как будто, расположена на окраине аэродрома.
Известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, поэтому заканчиваю
со вступительным словом и перехожу к фотографиям.
Вид на защищенный КП со взлетной полосы.
Поближе. Видно остекление над рабочими местами РП и диспетчеров.
На входе имеется многокамерный тамбур-шлюз. Камеры расположены последовательно
и разделены защитно-герметическими дверями.
За тамбуром-шлюзом расположен санпропускник.
Надо заметить, что с противоположной стороны ЗКП, имеется еще один выход,
только он оборудован простым тамбуром и не имеет санпропускника. Видимо, он
запроектирован как запасный.
За санпропускником начинается коридор, идущий вдоль всего сооружения. Сейчас
трудно сказать, что конкретно должно было располагаться в каждой из комнат,
хотя некоторые двери позволяют ясно идентифицировать помещение, в которое они
ведут:
Также, из этого коридора, можно попасть внутрь наблюдательных постов, чье
остекление видно на первых фотографиях:
Это внутри ближнего к нам (см. фото 2) наблюдательного поста.
А это - внутренности дальнего поста. Обращает на себя внимание эдакая
"трибуна", оббитая красным дерматином.
Остекление вблизи.
При проектировании не забыли о том, что выходящие наружу наблюдательные посты,
могут быть разрушены при нанесении удара, поэтому их отделили от коридора
защитно-герметичными дверьми.
Двигаясь по коридору далее, мы попадаем в большое помещение, заставленное
разным хламом. В дальнем торце помещения расположен запасный выход:
Обходим сооружение с тыла. Видны ворота в боксы, а также. остатки антенн:
Возвращаемся к ВПП. За нею видно обвалованное сооружение для радиотехнических
средств (РТС), а справа от него стоит то самое единственное ЖБУ:
Теперь мы проследуем в зону одной из эскадрилий.
За обвалованиями укрыт т.н. эскадрильный домик - место, где хранится различная
документация, и где во время службы находятся летчики и техники.
Внутри домика валяются схемы и плакаты различной степени сохранности.
Как я писал выше, у эскдрильных домиков имеются свои убежища. С ЗКП, конечно.
их не сравнить.
Осмотрев домик, мы прошли непосредственно в зону эскадрильи.
Один из капониров. Виден вход в потерну под обвалованием, используемую для
хранения чехлов, стремянки и инструментов.
Еще один капонир. Виден козырек над входом в потерну.
Каждая эскадрилья имеет свое укрытие для личного состава - время между
поступлением сигнала ВТ и падением боеголовки может оказаться малым, и люди
могут не успеть добежать до эскадрильного домика с его убежищем.
Это укрытие оборудовано совсем слабо - видимо, рассчитано на то, чтоб переждать
в нем сам удар, ну и возможно, несколько часов после него - чтоб фон спал хоть
немного. В сооружении нет ни ФВУ, ни санузла; только тамбур.
Следующая остановка - здание ТЭЧ:
Внутри здания - полная разруха. Местами прохудилась крыша, и даже - обрушились
несколько внутренних перегородок.
Когда мы собрались покинуть территорию аэродрома, нам на глаза попалось
одноэтажное здание, обнесенное забором с колючей проволокой поверху. Оказалось
- гауптвахта.
Вполне ясная надпись.
Внутренность одной из камер. Остальные устроены примерно аналогично. Разница
невелика - камеры-одиночки имеют один откидной лежак, а площадь их поменьше. Да
еще, камера для временно задержанных запирается на засов, а остальные камеры -
с помощью маховика:
На этом наша вылазка закончилась. Дальше был путь домой.
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.