С 1843 по 1927 года – Фабрика по производству фарфора и посуды
имени «М.С. Кузнецова», во времена СССР – Рижская фабрика
керамики.
Если обратить внимание на национальный состав рабочих фарфоро-фаянсовой фабрики
М.С. Кузнецова, то видно, что большинство их составляли русские и литовцы, то
есть не местная рабочая сила, и в особых случаях приглашали специалистов из-за
границы. Скорее всего, основной причиной создания фарфоро-фаянсовой
промышленности в XIX веке в Риге являлась возможность сбыта готовой продукции,
так как транспортировка хрупкой посуды из других более отдалённых мест
производства была связана с большими рисками, лишними потерями и затратами.
Рига в конце 19 века была западными морскими воротами Российской империи.
Продукцию можно было реализовывать как по Прибалтике, так и экспортировать за
границу по всему миру. Расширяя фарфорофое производство, Сидор Тереньтьевич
Кузнецов в 1841 году основал первую фабрику. Её построили в
Дрейлинсбурге (Дрейлини) вблизи города Риги, но продукцию она начала давать
только в 1843 г. Эта фабрика была первой, но не единственной в Риге. Например,
в 1886 году еще один завод по производству фарфора основал немец Якоб Ессен
(Первая мировая война остановила производство фарфора в Риге на длительное
время. В начале сократился только объём производства. Приближение к городу
фронта полностью прекратило работу фабрики как и других заводов. В октябре 1915
года рабочие и большая часть оборудования были эвакуированы в отдалённый от
фронта район - на Украину в город Славянск, где у Ессена была вторая фабрика.
Из архивных документов можно судить о том, что на месте осталась недвижимость
(корпуса), малоценный инвентарь, мебель, сырьё и некоторые вспомогательные
материалы).
После революции в Риге находилась единственная и последняя фабрика,
принадлежащая Кузнецовым, которая начала работать 1 октября 1920 года.
1 мая 1921 года М.С.Кузнецов открыл филиал фабрики в Милгрависе на базе бывшего
завода Я.К.Ессена. На второй год после возобновления работы фабрики было
учреждено товарищество М.С.Кузнецова, статус которого Министерство Финансов
утвердило 14 октября 1922 г. О каком-либо техническом прогрессе нельзя было и
думать.Технология оставалась на уровне I мировой войны. На фабрике преобладал
тяжёлый ручной труд. В 1928 году выпуск фарфоровой продукции несколько
увеличился, а фаянсовый остался на уровне 1926 года. В связи с экономическим
кризисом конец 20-х – начало 30-х годов оказался для фабрики особенно трудным.
Особенно тяжелым был 1933 год. В 1934 году производство было несколько
расширено. На дальнейшую работу фабрики М.С.Кузнецова повлияла II мировая
война.
После Второй мировой войны Кузнецовская и Ессенская фарфоровые фабрики были
объединены в Рижский фарфоровый завод. С 1953 года на фабрике работала художник
Зина Улсте, которая на многие десятилетия определила дизайн и орнаментальный
стиль его изделий.
Однако авторская роспись по фарфору в эти годы не пользуется поддержкой, и
индивидуальные изделия художников на выставках можно увидеть крайне редко. В
1997 году Рижский фарфоровый завод оказался на грани банкротства и прекратил
свою деятельность. Часть его коллекции удалось спасти, и на ее основе в
«Konventa sēta» был создан Рижский музей фарфора, который играет большую роль в
развитии этого направления в латвийском искусстве. В музее регулярно проводятся
различные выставки, лекции с участием известных художников и работает
мастерская росписи фарфора. - kultura.lv
и antiq-books.com
Вход на бывшую территорию завода выдержан в классическом советском
стиле, деревянные двери и наклейки- рисунки сверху сразу возвращают в прошлое,
в эпоху коричневых - кожанных кресел, булочек и запаха
кафетерии.
Площадь поистине впечатляет, на территории расположено несколько крупных
зданий. На глаз, можно сказать, что это как минимум 2-3 школы городского
размера.
Но внутри запустение и разруха. Удивило, что лестницы все целы и можно
спокойно забраться на 2, 3 и 4 этаж
Потолок с большими окнами, на фотографии тяжело почувствовать, но окна
примерно 3 метра в высоту, все расписаны народным - уличным
творчеством.
Привет из прошлого, на фоне настоящего. Каждый день - ударный! Ударим
же!
Христос - наша надежда (с латышского). К сожалению, но даже Христос не
помог заводу им. Кузнецова и чудесного возрождения не произошло.
Один писатель однажды сказал - История, это свет, идущий к нам из
прошлого, чтобы осветить дорогу в будущее. К сожалению, свет от
Рижского Керамического завода давно погас и дорога фарфоровой и керамической
промышленности, да и любой промышленности Латвии сейчас пролегает в кромешной
тьме.
Судя по старым отметкам, по дорожке раньше ездила вагонетка (видны следы от
рельс), в которую загружали материал, прикатывали на склад и сваливали в
своеобразные "отсеки". Так называемая "вагонетка" видна на фотографии.
Вид со 2 этажа, который является по стандартам обычного жилого дома - 3. Иными
словами, отсеки для материала, да и сам зал - огромен
При свете заходящего солнца, зал окрашивается в интересные оттенки и ощущение
прошлого усиливается
Так выглядит один из комплексов снаружи
Так он выглядит внутри....
Другой ракурс...
3 этаж...Почему-то, мне вспомнилась продлёнка в школе, когда я был в 1-ом
классе и ходил поздно вечером по длинными коридорам, освещённым красными
фонарями - мне было так же неприятно.
Когда я посещаю подобные строения, у меня всегда возникает вопрос - неужели
другого применения не нашлось? Да, техника устарела, да, производство ушло в
убыток, да, неплатёжеспобность, но неужели из-за этого стоит вот так вот взять,
да и забросить здоровенные комлексы, которые находятся недалеко от центра Риги?
Почему нельзя сдать под другие нужды, почему просто нельзя сдавать помещения,
для тех же занятий танцами, спортивных мероприятияй, да пусть даже под
складские помещения. Всё лучше, нежели гнить на отшибе и пропитываться мочой
бомжей, да местных алкоголиков.
Сразу снаружи одного из комплексов гора (не побоюсь этого слова)
разбитой посуды. Причём, у меня сложилось впечатление и я на 95% уверен в его
правдивости, что она была некогда целой, а при освобождении помещей, её просто
скинули в кучу и разбили. Слишком уж чувствуется рука и почерк изощрённого
мастера, нежели простой оказии.
Там же сразу можно найти и формочки для "отливки" продукции...
И снова у меня появляется вопрос -
Кстати, раз уж упомянул эту надпись, следует рассказать и где она была сделана.
Под одни из комплексов проходит целая сеть тоннелей, которые, к сожалению, были
затоплены, поэтому мы не смогли далеко продвинуться. Судя по потолку, здесь
некогда случился большой пожар, ибо всё было закопчено, после чего, эту ветвь
забросили и никогда не возвращались. Если бы вы спустились вниз, то вы ничего
не увидели бы, свет напрочь отсутсвует, но сделай вы вспышку, то перед вами
предстала бы следующая картина:
Если бы в тот момент, когда мы находились здесь, завыла сирена, сходство с
серией Silent Hill было бы 100% (да, я знаю, что вы устали от вечных
сравнений с Silent Hill, но не могу же я сравнивать с The Sims - теряется
атмосфера)
Рядом с заводом, высятся две трубы. С глазомером у меня всегда было плохо, но
примерно, высота их составляет 7-8 этажный жилой дом.
Вот и всё, наша виртуальная экскурсия по развалинам Рижской керамической
отросли подошла к концу, надеюсь, что Вам понравилось. Как обычно - пишите,
оценивайте, комментируйте, делитесь с друзьями.
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.