Май замечателен короткими ночами и долгими разговорами. Об искусстве, конечно. Вот и всемирный праздник «Ночь музеев» (19 мая) тому подтверждение. Эта ночь коротка, а поговорить о много нужно... К примеру, о том, как этим маем встретились мне давнишние друзья, художники, которых я не видел много лет. И одной ночью наши разговоры не ограничились. Я про свои встречи с Дашей Хлаповой – «Агафьей-пророчицей» и Димой Богатыревым – «Космонавтом».
Бывает же так, что живешь-живешь, все к тебе привыкли, даже устали от тебя, махнули рукой, а ты возьмешь, да и отмочишь что-нибудь такое, чего от тебя никто не ожидал! И все окружающие сразу – «ах-ах»! А ты стоишь опять, как ни в чем не бывало, скромно так, по-простому улыбаешься и доступен для дружеского общения, потому что очень простой человек, хоть и великий, вроде Ленина.
Дашу с Димой примерно в этом ключе и приголубила их судьбинушка. Дима теперь простой русский Индиана Джонс, а Даша, так та и вовсе пророчествует и изучает первознаки, основу основ. Причем Дашины никнеймы (сетевые погоняла) за прошедшее десятилетие менялись, развивались, преображались в художественные образы. Возможно, даже определяли эволюционный путь Даши: от смешной неуклюжей участницы фрик-шоу Димы Космонавта «Шлюши Дойче», танцевавшей с другими фриками в клубе «Арс» в пластике и поролоне, до «Дарьи-Правды» и «супрематической пророчицы Агафьи» из Петербурга.
Вспоминать милую и немного нелепую «шлюшу дойче» не особенно интересно, многие дети, начиная взрослеть, что называется, чудят. И мало кто умеет превращать эти чудачества в творчество. У Даши это получилось, хотя поначалу в это почти никто не верил. Переехав в нулевые из Саратова в Питер, Даша решительно изменилась: во внешности исчезла детская округлая глуповатость, движения стали более отточенными, взгляд помудрел.
До саратовских друзей долетали только отрывки из ее питерской жизни: то Даша участвует в онлайн-шоу в Сети, то Даша вместе с Ренатой Литвиновой выступает ведущей фестиваля альтернативного кино, то Даша занимается актерским мастерством в школе Баширова. Ну, в общем, пошло-поехало, Даша стала всюду нарасхват. И это было только начало.
Ведь, как мы знаем, в Питере исторически располагается центр революций, а поскольку в нынешнее время революции в нашей стране происходят только в искусстве, то Даша, став художником-акционистом, предчувствуя решительные изменения, оказалась в самом центре революционных событий питерского арт-дискурса. Не обошлось, конечно, без подачи того же Димы Космонавта, ставшего для нее кем-то вроде крестного отца.
Когда же предчувствия грядущих изменений оказались такими, что бороться с всепоглощающей силой искусства стало уже невозможно, Даша, став «Дарьей-Правдой», оделась в белые одежды, в каких мы иногда видим радикальных сектантов, и вышла с хоругвью «ГРЯДЕТ» на улицы мира. В этом образе она прошлась по Москве, Санкт-Петербургу, Нью-Йорку... В своем ЖЖ Даша так объясняет смысл этой акции недогадливым искусствоведам: «Слово «ГРЯДЕТ» является кодом, вскрывающим определенную ментальную область в сознании воспринимающего. Зритель, не подозревая о том, что он вовлечен в творческий процесс, становится соучастником действия, формирующего произведение искусства. Каждый человек, получивший послание «ГРЯДЕТ», может стать сопричастным ОТКРОВЕНИЮ, чувству соединения со всем сущим. «ГРЯДЕТ», прежде всего, предвещает перемену, которая неизбежно произойдет в будущем и происходит прямо сейчас. «ГРЯДЕТ» – вестник апокалипсиса духа, монумент, не существующий в статике, динамический маяк для кораблей, кочующих от рождения к смерти в бескрайнем море сознания. Вечное предчувствие конца человечества является проекцией смертности каждого живого существа, перехода от части к целому, к единству несуществования, скрытого за гранью смерти».
Ко времени выхода с хоругвей «ГРЯДЕТ» Даша уже общалась с питерским художником-изобретателем Михаилом А. Крестом, с которым познакомилась в ГГ– Грязной галерее, как говорят, являющейся тайным проходом в ХГ– Хреновую галерею (о Хреновой галерее я ничего не знаю, вернее, узнал из отрывочных сведений в Сети).
Впрочем, не подумайте ничего такого: в самой Грязной галерее чисто – просто улица Марата, на которой находится галерея в Питере, до революции называлась Грязной, и название галереи – это просто восстановление исторической правды. А вот личность ее основателя, художника Михаила Креста, нам, живущим на краю ост-Европы, на берегу великой русской руки, до сих пор была неизвестна.
А между тем эта личность уникальна: Михаил А. Крест – автор удивительнейшего музыкального инструмента «брагофон», созданного на острой грани, проходящей между Баховским органом и самогонным аппаратом. Не верите? Так надо же понимать, что брага – это живой организм! Вот Михаил А. Крест и занимается извлечением и записью музыки этой субстанции, получая в результате другую мистическую субстанцию, которую люди с низким уровнем духовного развития называют «самогоном». Как поясняют граждане, разбирающиеся в музыке сфер и полусфер, в бутылке с брагой (дрожжи, сахар, вода) создается давление, его выпускают с помощью трубки в воду (так делают при производстве самогона), чтобы не было доступа кислорода в бутылку. Как только углекислый газ из бутылки попадет в воду, слышно «бульк». Миша записывает «бульки» специальными микрофонами, и получаются такие нойзовые композиции. На некоторых брагофонах газ идет не в воду, и, используя разные механические клапаны и давление, можно создать в бутылке без газоотвода свист-шип. К тому же, Михаил уверен, что получившаяся в результате жидкость – вовсе не самогон: «Это не самогон, а ликвидная жидкая архитектура! Для нас важна многократная дистилляция спирта – мы выяснили, что после шести дистилляций спирт уже не пьянит, а воздействует на высшем уровне».
Как подтверждает Даша, у Миши есть проект: 153-кратная перегонка первоначальной жидкости. Какая получится ликвидная архитектура, можно только представить. Нет, ну чисто теоретически, наверное, можно когда-нибудь и попробовать, но для этого нужно стать хорошим товарищем художника. Вот Дарья пробовала и не один раз. Не знаю, не могу утверждать, но, видимо, после одного из таких сеансов принятия ликвидной архитектуры внутрь себя, Даша увлеклась вышивкой, да не простой, а магической. И в какой-то момент из этой вышивки родился ее новый образ – «Агафьи-пророчицы». В этом образе Даша в прошлом году появилась на фестивале «Арт-Москва» – в ситцевом платочке, с чемоданом, полным магических салфеток.
Вот что нам рассказывает об этом Дашин ЖЖ – «Супрематический текст Пророчицы Агафьи. Семь Первознаков»: «Через некоторое время после временной потери зрения (и вновь его обретения) Пророчице Агафье стали являться знаки, которые она зарисовывала, а затем вышивала. Знаки похожи на буквы или руны, поэтому Агафья приняла их за послание (некий текст). Сначала она пыталась расшифровать текст, найти смысл этого послания. Но вскоре поняла: сами знаки и являются смыслом. Их нужно воспринимать напрямую, не так, как мы воспринимаем алфавитное письмо или пиктограммы. Это абстрактный супрематический текст из глубин ментального пространства, где смыслы, звуки, очертания слов сливаются воедино и присутствуют как фон на периферии сознания».
Творческий союз Даши и Миши, заложенный несколько лет назад в Грязной галерее (ГГ), уже несколько лет плодоносит, как высокоурожайная яблоня в Мичуринском саду. Сейчас застать Дашу и Михаила в одном месте в статичном состоянии невозможно. Они со своими магическими вышивками, брагофонами, коллекциями советского нижнего белья курсируют в бешеном ритме из Питера в Москву, оттуда – в Пермь, из Перми в Вену, из Вены в Нью-Йорк.
«Космонавт» же напротив, наплевав на культурные ценности фальшивого «белого мира», отправился к истокам цивилизации в Перу и провел весну в джунглях на руинах цивилизации инков. «Шесть дней нахожусь в джунглях, на реке Укайали – приток Амазонки. Сейчас в интернете, в доме с индейскими мальчишками, которые играют в компьютерные игры, громко. Купил только индейских вышивок и фенечек из бисера. Пробовал несколько раз легендарный растительный коктейль. Три дня лил дождь, я сидел в доме с крышей из пальмовых листьев и читал книжку Тимоти Лири «История будущего». Девятого марта, лежа в палатке, несколько часов целовался с каждым атомом видимой мною веселенной. Мне казалось, что меня слышат в тот момент друзья в России, так сильно их вспоминал». Это отрывок из Фейсбучного дневника Димы «Космонавта», который он вел на пятом Адроиде, лежа в гамаке, переваривая магическое действие то ли кактуса «Сан-Педро», то ли аяваски.
А ведь жил-был Дима в Саратове, писал картины, ездил за психотрипами по окрестностям, хотел поступить во ВГИК, ну, в общем, «всё как у людей». Потом увлекся вместе с нашей Агафьей Пророчицей актуальным акционизмом, но не с хулиганско-политической окраской, как это делают «Pussi Riot», а с магической. Постоянно пытался общаться со скрытым невидимым миром, пытался нащупать тот тонкий контакт, который порой случается с ним в наших сновидениях или галлюцинациях. Иногда это ему удавалось, и неслучайно практически у каждого уважаемого саратовского коллекционера есть Димина работа. Пожив в Саратове, а потом в столицах, Дима вдруг понял, что жизнь-то проходит, совсем не так как задумывалось с самого начала. Где древние инки, где продвинутые шаманы и маги, где Мачу Пикчу, где аяваска, в конце концов?!
И вот, купив билет на самолет, он вылетел на противоположный континент. Там один (в напарниках у него были два надувных инопланетянина – «два брата по безумию», купленных в московском в «Детском мире» для фото-сессий), он исследовал древние храмы и руины цивилизаций с рюкзаком за плечами.
«Мачу-Пикчу – древняя неприступная крепость. Гору, на которой она построена, огибает бурная река Урубамба. Ныне самая туристически-популярная достопримечательность. Вход вместе с автобусом на гору стоит 2 500руб, но пробыв там три дня (рядом городок Агуа Кальентес) нелегально, бесплатно залез один. Когда пробирался по мокрым зарослям за мной увязался рыжий пес. Бежал за мной по руинам, но когда увидел толпы туристов, ушел. Секьюрити не дали снимать надувной инопланетный фотоконтакт, пришлось удалить фотки, те, что успел снять. Горы, кактусы, колючки, руины инков... Две ночи провел в джунглях на озере Яринокоча – владения Гилберта (проводника). Утром приползло много крупных игуан-динозавров. Вокруг плантации бананов, кокосов, сахарного тростника, лайма. Жил у Гилберта, помогал строить бунгало из пальмовых листьев. Он напоследок рассказал, что от аяваски у него реалистичные видения, как он летает верхом на драконе или кондоре в прошлые галактики. Я видений почти не видел, только сильные чувства, и голос мне объяснял про миллиарды оттенков любви.
Родственники Гилберта – индейцы из племени Шипибо Конибо, известного на весь мир своими орнаментами, в традициях племени медицина аяваской. Ночевал в их домике. Самая юная красивая внучка, взяла меня за руку, когда мы ходили по деревенской грязи, и долго не отпускала, она принцесса шипибо».
В принципе, его заметки запросто могут перерасти в увлекательную книгу. Кстати, по убеждению «Космонавта», этот героический тур может совершить почти каждый: билеты из Москвы в Лиму и обратно обошлись ему в 40 тысяч рублей, еще 60 он потратил в Перу на местные авиалинии, хостелы, проводников и покупку вышивок у индейцев. А что, я бы у индейцев, родственников принцессы, тоже что-нибудь купил бы! Да что там, я бы остался, женился на принцессе, стал бы индейским королем, и для вас бы психоделические туры в Южную Америку устраивал!..
Но Дима вернулся, правда ненадолго. Куда занесет его на этот раз, нам, возможно, расскажет Фейсбук. А встретимся мы, наверное, еще лет через семь. Если переживем 2012. Ведь, как предупреждает нас «Агафья-Пророчица», он «ГРЯДЕТ».
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.