Судьба актера, режиссера и сценариста Бенджамина Гизы Эффлека – более известного как Бен Эффлек – совершила некий круг: наш герой и вошел в кинематографическую элиту в роли интеллектуала, и теперь, в канун своего сорокалетия (круглая дата настигнет Эффлека в августе), киносообщество ценит его как создателя неглупого и небанального кино. Однако в промежутке между дебютом и нынешним статус-кво прошло без малого два десятилетия, в течение которых Эффлек считался актерской звездой первой величины, находился в первой пятерке голливудских красавцев и был пристальным объектом внимания таблоидов всего мира...
Однако не будем забегать вперед. Родился Бен в Беркли, штат Калифорния, в семье медика и педагога. По родительским стопам он, однако, не пошел и уже в семилетнем возрасте сыграл небольшую роль в телесериале – это обстоятельство и решило его судьбу. С тех пор он твердо решил связать свою жизнь с кинематографом, однако успех пришел не сразу: да, в картине Роберта Мендела «Школьные узы» (1992) Бен засветился в компании Брендана Фрейзера, Криса О'Доннелла и Мэтта Деймона (Мэтт уже тогда был лучшим другом нашего героя), но в ту пору все перечисленные актеры еще не имели теперешнего звездного статуса, а у самого Бена оказалась крошечная роль – практически пара эпизодов на заднем плане. В фильме «Блеск славы» (1995) актеру повезло больше: он сыграл главную роль. Его персонаж Джек заканчивает колледж в Санта-Круз и, обуреваемый воспоминаниями о студенческой жизни, пытается подольше растянуть момент прощания и с молодостью, и с городом, и с друзьями-соседями, и со своей девушкой, которая его бросает... Это милое ностальгическое кино, увы, прошло вторым экраном и особой прокатной судьбы не имело. То же самое произошло два года спустя с фильмом Кевина Смита «В погоне за Эми» – роль у Эффлека была одной из главных, а вот фильм запомнился только отчаянным киноманам и смитолюбам.
Фортуна повернулась лицом к нашему герою в несколько другой сфере: в том же 1997 году Бен вместе со своим другом Мэттом Деймоном написали сценарий «Умница Уилл Хантинг» – о юноше с поразительными математическими способностями и очень непростым характером (эдакий гибрид Григория Перельмана с уличной шпаной). «Это началось просто как шутка, – позднее вспоминал Бен о времени работы над сценарием. – Мы рассказывали друг другу какие-то истории по принципу «а чего бы еще придумать?» Так постепенно складывался сценарий». Работу друзей оценил продюсер Харви Вайнштейн со студии «Мирамакс»; режиссером стал Гас Ван Сент, а Мэтт исполнил заглавную роль. Картины вызвала всплеск интереса критиков, получила девять номинаций на премию «Оскар», и хотя из этих девяти реальными оказались лишь два, сценарий Мэтта и Бена таки был удостоен премии. Дальше карьера двух друзей могла бы двигаться по проторенной дорожке: любая студия с руками бы купила новый сценарий Деймона и Эффлека. Но в ту пору друзья все-таки ощущали себя, прежде всего актерами – им интереснее было самим исполнять кинороли, а не придумывать их для других...
1998 год – год выхода мегаблокбастера Майкла Бэя «Армагеддон». Хотя в картине сыграли такие звезды как Брюс Уиллис, Билли Боб Торнтон, Джейсон Айзекс и Стив Бушеми, Бен не потерялся в толпе героев-бурильщиков, которым поручено взорвать астероид и спасти Землю от катастрофы. Впрочем, Бэю нужны были не столько актерские способности Эффлека, сколько смазливое лицо (по сюжету, актер играл роль жениха экранной дочери Уиллиса – и должен был соответствовать возложенной на него функции). Куда интереснее оказалась работа Бена в картине его друга Кевина Смита «Догма» (1999). Хотя никаких особых наград фильм не снискал, многие кинокритики полагают, и не без оснований, этот фильм едва ли не лучшей американской лентой 90-х. Режиссеру (он же был и сценаристом) удалось почти невозможное: снять одновременно и комедию, и мистический триллер, и философскую драму. Два падших ангела, Бартлби (Эффлек) и Локи (Деймон), сосланные с небес в Висконсин, попадаются на удочку демона Азраила и решают проверить на прочность некую католическую догму. Если догма (а, значит, и Бог) даст слабину, то весь человеческий мир сгинет и воцарится Тьма – нечто подобное грозило человечеству и в предыдущей картине. Персонаж Эффлека вызывает целый спектр эмоций: злость, негодование, страх, а в последние минуты – нечто вроде острого сочувствия. Он погибает, догма устояла, Земля и все сущее на ней спасены, но вид ангелов, поверженных в прах, – не очень приятное зрелище. Даже если помнить, что эти крылатые молодцы на протяжении всей картины перебили, играючи, уйму народа...
Дальше в кинокарьере Эффлека подобных ролей не было. «Силы природы» (1999) – романтическая мелодрама о любви, которая побеждает, несмотря на маленькие препятствия (катастрофы, пожары, кражи денег и мужской стриптиз в баре для голубых). Именно все это вынужден пройти герой Бена Эффлека (героя тоже зовут Бен) прежде, чем попасть на собственную свадьбу с девушкой Бриджет в городок Саванна, штат Джорджия. «Бойлерная» (1999) – финансовая драма в духе «Гленгарри Глен Росс» и «Уолл-стрит». Эффлек играет крутого брокера и уверенно лепит рисунок своей роли с Алека Болдуина в упомянутом фильме «Гленгарри Глен Росс».
Фильм «Чужой билет» (2000) если и заинтересовал публику, то лишь потому, что Бен играл здесь в паре с Гвинет Пэлтроу: к тому моменту, как фильм вышел на экраны, отношения угасли, однако в картине любовь бьет ключом: рекламщик Бадди Эмарал (Эффлек), познакомившись в аэропорту с красоткой, отдает свой авиабилет Грегу, который спешит домой. Самолет падает. Снедаемый виной, Бадди знакомится со вдовой Грега, Эбби (ее-то и играет Пэлтроу!), матерью двух детей. Желание помочь перерастает в нечто иное... Сюжет несложен, но слезу вышибает: трогательные дети, слезы, собака, финальное примирение и прогулка по пляжу вдаль. Гвинет легко изобразить любовь к персонажу Эффлека, да и Бену тоже несложно играть раскаяние после того, как помолвка распалась...
Куда более интересным оказался фильм «Оленьи игры» (2000, в русском прокате его переименовали в «Азартные игры»). Ветеран Голливуда Джон Франкенхаймер снял энергичный боевик, в котором бывший зэк Руди (Эффлек) примеряет на себя чужую личину, не подозревая, что стал объектом циничных манипуляций. Запоминается сцена ограбления: бандиты переодеты в костюмы Санта-Клаусов, и вооруженный шабаш команды «плохих Сант» выглядит потрясающе. Другое дело, что сюжет не требовал от Эффлека особенного психологизма: две-три эмоции – и этого хватит на всю картину.
Год 2001-й – и снова Майкл Бэй, и снова мегаблокбастер. На этот раз не фантастический, а исторический – «Перл-Харбор». Вероломное нападение, жертвы, шок, национальное унижение, подъем, месть, пафос. Самый яркий, зрелищный, страшный и дорогостоящий эпизод картины – атака врага и гибель эскадры. Все горит, рушится, суда переворачиваются, камера следит за бомбой, проникающий в трюм судна... Спецэффекты и выплаты экологам (перед каждым взрывом требовалось эвакуировать черепах) съели большую часть бюджета картины; чтобы совсем не выбиться из сметы (порядка полутораста миллионов долларов) режиссер Бэй и продюсер Брукхаймер уговорили актеров сниматься за небольшие гонорары, обещая проценты со сборов, если те превысят расходы. Так что Бен Эффлек (он сыграл военного летчика Рейфа Маккоули) и прочие приняли участие в картине из патриотических побуждений. Конечно, авторам хотелось, чтобы эта амальгама фильма-катастрофы, исторической драмы и мелодрамы (любовный «треугольник» на фоне битв) оказалась прибыльной, и лента действительно почти в три раза перекрыла затраты, собрав свыше 436 миллионов. Но до «Титаника» авторы не дотянули – хотя у Кэмерона затонул один корабль, а не эскадра.
Куда меньше повезло фильму «Цена страха» (2002), снятому по бестселлеру Тома Клэнси. В прежних его экранизациях роль аналитика ЦРУ Джека Райану доставалась Алеку Болдуину и Харрисону Форду; теперь авторы решили омолодить Джека и доверили главную роль Эффлеку, надеясь, что в случае коммерческого успеха ленты он сыграет ту же роль и в других фильмах-экранизациях. Хотя тема фильма была актуальна и глобальна (неофашисты взрывают ядерную бомбу в Балтиморе, чтобы поссорить США и СССР и спровоцировать третью мировую войну), картина оказалась вяловата и затрат не оправдала. Годом позже та же участь постигла еще одну экранизацию – фантастическую ленту «Час расплаты» по мотивам рассказа Филипа Дика. «Парадоксы времени» были забавны, но сцен action было маловато, а лирическая линия оставляла желать...
Если не считать крепкой драмы «В чужом ряду» 2003 года (два средних американца – Эффлек и Сэмюэл Л. Джексон, – поссорились из-за пустяка и доходят до крайней степени взаимного озверения, лишь чудом не переступая роковую черту), первая половина первого десятилетия нулевых было временем досадных и предсказуемых провалов. Актера словно преследовал злой рок: категорически не удались ни фантастический фильм «Сорвиголова» (США), где Бен играл суетливого комиксового слепца с чудо-слухом, ни слезливая криминальная мелодрама «Джильи» (2003), напрочь загубленная еще на уровне сценарной заявки (Эффлек вместе с его тогдашней невестой Дженнифер Лопес удостоились обидной антипремии «Золотая малина»), ни еще одна мелодрама, «Девушка из Джерси» (2004), где Эффлек вновь сыграл в паре с Лопес и тоже «мимо кассы», ни комедия «Пережить Рождество» (2004), где персонаж Эффлека решает купить себе Рождество, нанимая статистов на роль любящих домочадцев...
Выходом из затянувшего кризиса и из числа персонажей желтой прессы в число героев солидных статей кинокритиков для Эффлека стала смена имиджа: в криминальной драме 2007 года «Прощай, детка, прощай» наш герой не появляется на экране, а выступает в качестве режиссера (главную роль тут сыграл родной брат Бена, Кейси Эффлек). К 2007 году многие успели позабыть о сценарном триумфе Эффлека почти десятилетней давности, а потому желание Бена самому снять полнометражное кино вызвало у кинокритиков скептические ухмылки. И зря: экранизация новеллы Денниса Лихэйна (того самого, который написал «Таинственную реку») оказалась фильмом мрачным, жестким и вовсе не гламурным – под стать теме: поискам пропавшей девочки. Среди достоинств фильма: угрюмый саспенс и отсутствие привычных киношных штампов (фильм уже получил премию Hollywood Awards Голливудского фестиваля за лучший дебют). Главному герою, в конце концов, приходится делать выбор между буквой закона и справедливостью. Он выбирает букву закона, но зритель от этого никакой радости не испытывает. Да и сам персонаж – тоже. Он убеждает себя, что поступил он правильно, однако на последних минутах картины начинает, очевидно, в этом сомневаться. Но сделанного уже не поправишь...
Успех фильма «Прощай, детка, прощай» подтолкнул нашего героя к осознанию очевидного факта: роль режиссера к лицу Эффлеку ничуть не меньше, чем роль очередного героя-любовника. Его следующий фильм, «Город воров» (2010), поставленный по роману Чака Хогана, – это еще одна жесткая драма, в которой криминальный сюжет помогает выстраивать психологические коллизии. В картине нет гламура, нет сантиментов и нет хэппи-энда в традиционном его понимании, но есть сильные и неоднозначные характеры (одну из ролей сыграл сам режиссер). При бюджете в 37 миллионов долларов картина собрала более полутора сотен миллионов и была отмечена премией Национального совета кинокритиков США, а Джереми Реннер был номинирован на «Оскара» за лучшую роль второго плана.
Дело, собственно, не в бокс-офисе и не в премиях. Главное в том, что Бен Эффлек, не находя в кино интересных для себя ролей и сюжетов, сумел мобилизовать в себе талант, дремавший многие годы. Возможно, если когда-нибудь Эффлеку надоест режиссура, он вновь станет отличным сценаристом. Или продюсером. Или придумает еще что-нибудь. Участь дюжинного голливудского красавца – не для нашего героя. Потому что он еще и умница. Почти такой же, как и придуманный им когда-то Уилл Хантинг.
Лев Гурский
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.