Рейтинг@Mail.ru

    Фамилия американского актера Джеймса Спейдера пишется как Spader: это всего одной буквой отличается от паука (Spider) и звучит довольно похоже. Но, кажется, никому еще в голову не приходили подобные ассоциации. Потому что многие персонажи этого актера, хотя и не могут посоперничать в ловкости с комиксовым человеком-пауком, выигрывают свои жизненные битвы другим способом: они красавчики и могут влиять на женщин. Впрочем, также и на мужчин. И даже на инопланетян. И на автомобили...

    Сейчас карьера этого актера прошла пик, однако никто из любителей кино не исключает, что он снова войдет в топ-десятку. Например, после выхода фильма Стивена Спилберга «Линкольн», где наш герой будет играть одну из знаковых ролей во всем проекте.

    Однако не будем нарушать хронологии и переместимся на 52 года назад. Джеймс Спейдер родился в феврале 1960 года в Бостоне. Несколько десятилетий спустя он прославит свой родной город в знаменитом телесериале Boston Legal – да так, что многим вполне искушенным зрителям будет казаться, что именно в столице штата Массачусетса живут самые лучшие в мире юристы, способные выигрывать даже безнадежные дела, а сам актер станет воплощением потомственного адвоката. В действительности же родители Спейдера не имели никакого отношения к юриспруденции: они были учителями. Мать Джеймса преподавала искусство, и никто в семье, в общем, не удивился, когда наш герой через несколько лет после окончания школы очутился в нью-йоркской актерской школе имени Михаила Чехова – учебном заведении, где культивировался «метод», то есть система Станиславского.

    В официальной биографии Спейдера говорится, что Голливуд не сразу заметил молодого актера: прежде чем попасть в кино, ему пришлось поработать шофером грузовика и автопогрузчика. Много позже «автомобильная» тема также окажется немаловажной для Джеймса. Но не будем забегать вперед.

    Первая его роль в фильме «Товарищи по команде» (1978) осталась практически незамеченной. Первым более-менее заметным его фильмом стала лента «Бесконечная любовь» (1981) киномэтра Франко Дзеффирелли – современной вариацией на тему «Ромео и Джульетты». Спейдер, впрочем, сыграл там не Ромео, но из ансамбля не выбивался. Следующей знаковой картиной в его кинокарьере стал «Уолл-стрит» (1987) Оливера Стоуна, однако и там актер был лишь частью мощной команды, а лидировали, как известно, Майкл Дуглас и Чарли Шин. Актеру пришлось ждать еще два года – прежде чем он получил не просто главную, но поистине звездную роль, в картине тогда еще молодого и мало кому известного Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео» (1989).

    Фильм 26-летнего Содерберга произвел фурор на Каннском кинофестивале: режиссеру выдали главный приз, а Спейдер был отмечен как лучший актер. По тем временам картина выглядела смелой и чуть ли не провокационной (слово «видео» не случайно соседствует в названии картины со словом «секс»), однако сейчас она кажется почти целомудренной. Да и главная идея, которую, в итоге, проводили авторы, оказывалась в русле традиционной сексуальной морали. В момент близости двух персонажей героиня все-таки выключает видеокамеру.

    Фильм Содерберга затронул наиболее важную тему в кинотворчестве Спейдера. Среди его дальнейших киноработ будет немало мелодрам и драм, высвечивающих сексуальный подтекст самых разных (иногда трагичных, чаще комичных) жизненных ситуаций. Богатые внешние данные вкупе с актерской пластичностью помогут Спейдеру отыгрывать даже самые двусмысленные эпизоды. Самый скандальный фильм этого «направления» – «Автокатастрофа» Дэвида Кроненберга (1996), получившая в Каннах специальный приз. Герои картины получали сексуальное удовлетворение лишь тогда, когда интимной близости сопутствовали тяжкие аварии, и разбитый автомобиль становился неким «соучастником» отношений мужчины и женщины.

    В этой же череде кинокартин надо для порядка упомянуть, например, «Секретаршу» Стивена Шейнберга (2002) – ленту куда менее провокативную, чем работа Кроненберга. В этой картине sexual harassment со стороны секретарши босса (этого бедолагу и играет Спейдер) постепенно перерастает в настоящую любовь. Здесь же назовем сатирическую ленту «Поговорим о сексе» Джона Макнотона (2001), где актер играет замотанного психотерапевта Роджера Клинка. Этот герой, только что разведясь с женой, немедленно заводит роман с пациенткой... Несмотря на уродливые очки, растрепанную шевелюру и вульгарный кричаще-красный «корвет», Спейдер великолепен. Впрочем, секс как тема интересуют режиссера этого фильма далеко не в первую очередь. С явной иронией Макнотон изображает замкнутый мир специалистов, которые сами нуждаются в услугах спецов такого же профиля: психоаналитикам нужны психоаналитики, адвокатам – адвокаты, а частным детективам – частные детективы. Увы! Даже в США сапожники ходят без сапог...

    Но вернемся к хронологии и вновь отмотаем назад киноленту событий. 1994 год – роль в фильме «Звездные врата», позднее ставшем отправной точкой для долгоиграющего телесериала. Режиссер Роланд Эммерих, будущий постановщик мегаблокбастеров, еще не развернулся в полную силу, однако и здесь сам антураж интереснее актерских работ. По сюжету, найденный в Египте артефакт оказывается проходом с Земли на иную планету в созвездии Ориона. С помощью египтолога доктор Дэниэла Джексона (то есть Спейдера) проход открывается и экспедиция во главе с полковником Джеком О'Нилом (Курт Рассел) оказывается на другой планете, где живут выходцы с Земли, угнетаемые инопланетным существом, более известным как египетский бог Ра… Фильм, где много машинерии и action, доказал, пожалуй, лишь одно: Спейдера по плечу не только суровый реализм, но и фантасмагории. Позже в его карьере вновь будут инопланетные опасные чудеса («Охотник за пришельцами» Рона Краусса, 2003); и путешествия на космическом корабле вглубь галактики в компании существа из протоматерии («Сверхновая» Томаса Ли, 1999), и соперничество современных оборотней (в картине Майкла Николса 1994 года «Волк» Спейдер сыграет антагониста героя Джека Николсона; в финале они будут убедительно грызть друг друга).

    В кинобиографии Спейдера важна и «юриспуденческая» линия. Эшбери – единственный в кинокарьере Спейдера адвокат-мерзавец. Больше актер не бросит тень на представителей этой профессии, а напротив, станет ее позитивным брендом. В 2003-м Спейдер влился в команду актеров, занятых в юридическом телесериале «Практика». Годом позже «Практика» закрылась, однако герой Спейдера – адвокат Алан Шор – так полюбился и зрителям, и коллегам-профи (премия «Эмми»), что перекочевал в спин-офф «Практики», сериал «Юристы Бостона» (2004 – 2008), где из второстепенного персонажа превратился в главного. Пожалуй, именно Алан Шор может претендовать на звание одного из культовых телеперсонажей первого десятилетия ХХI века.

    По сути, «Юристы Бостона» – это такой адвокатский «Доктор Хаус». Тут и гротеск, и драма, и комедия, и триллер, и мелодрама – причем все это с выверенным юридическим сюжетом. Сериал – галерея чудаковатых судей, которые ведут себя, как дети, странноватых прокуроров, больше озабоченных карьерой, нежели делом, и адвокатов, которые зачастую ничем не лучше преступников. Сериал продержался пять сезонов; последние серии не менее блестящи, чем первые, а финал – трогательный бенефис Спейдера и Шэтнера – хочется пересматривать неоднократно, жалея, что Boston Legal завершен.

    Впрочем, «никогда не говори никогда». Большинство юридических процедуралов («Акула», «Фрэнклин и Бэш», «Посредник Кейт», «Закон Хэрри» и пр.) довольно быстро сходят с телеэкрана, и даже «Правильная жена» с блистательной Джулианной Маргулис сдает позиции. Джеймсу Спейдеру всего лишь 52, он в хорошей физической и творческой форме. Он талантлив. Его любят режиссеры, от него без ума зрительницы, а американские адвокаты считает его уже почти коллегой. Вполне возможно, что в ближайшем будущем проклюнется еще один спин-офф. И адвокат Алан Шор вновь встанет со своего места, застегнет пиджак, улыбнется присяжным, подмигнет телезрителям и скажет: «Здравствуйте!».

    Лев Гурский

     


    Теги: Джеймс Спейдер , юристы Бостона , &quot , секс , ложь и видео&quot

    Комментарии: Добавить комментарий

    • Ну хороший путь, из юристов в артисты, то же вот думаю, жизнь проходит, а то что хотел сделать может быть еще с детства или юности, так и не сделал, пора делать. Хорошо, когда это понимаешь еще в молодости.(

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.