Неделю назад, готовясь к мастер-классу, я еще раз обратилась к теме портфолио профессионального бизнес-тренера, причем сделала акцент на содержании, а не на носителе или источнике размещения. Представляю свое видение этого вопроса, хотя подобное содержание портфолио может подойти не только бизнес-тренеру, но и другим людям, которые создают продукты и осуществляют решения.
Итак, начнем. Для пользы дела и более легкого восприятия, я предложу вам структуру по аббревиатуре портфолио. Сегодня продукт, который предлагает тренер для бизнеса, будет наиболее успешен при условии, если он «пропитан» не только бизнес-решениями и технологичными инструментами, но и сильной интересной личностью, которая все эти решения создает. Именно поэтому я предлагаю делить портфолио на две ключевые составные части: профессия и личность.
Профессиональный блок
1. Профессия (П). Краткое сообщение окружающим… кто вы. Для бизнес-тренера могут быть следующие варианты: тренер, бизнес-тренер, консультант, автор программ по бизнесу, модератор и фасилитатор. Так или иначе, те, кому адресовано ваше портфолио, должны понимать, как вы себя позиционируете, это и вам облегчит дальнейшее общение с потенциальным партнером/ заказчиком.
2. Опыт (О). Опыт реализации проектов и опыт сотрудничества с компаниями определенной отрасли, что скажет о вашей профессиональной специализации. И здесь опять же нужна конкретика, несмотря на стремление бизнес-тренеров перечислить все рынки и все отрасли. Как сказал Джек Траут – «позиционируйся или умри», вот и я о том же. Быть хорошим во всем практически невозможно; даже если и существуют консультанты, которые быстро схватывают суть бизнеса и понимают, что необходимо изменить, чтобы достичь нужных результатов, зачем самонадеянно демонстрировать это и бороться с ветряными мельницами в виде стереотипов. Сделайте акцент на том опыте, которого у вас больше, либо на том, где вы чувствуете свой профессиональный интерес, либо на бизнесе, который знаете изнутри. Вариантов много, главное акцент и позиционирование, а не просто сумасшедший перечень безликих названий рынков.
3. Решения (Р). Этот пункт краткой строкой должен отражать ваши решения для участников программ или бизнеса в целом, в зависимости от вашего профиля. То есть «начало» и «конец» вашего процесса – к каким результатам вы можете привести. Цель пункта заключается в том, чтобы потенциальный получатель вашего послания смог идентифицировать свои задачи с теми, что вы уже решали. При анонсировании тренингов, часто используется словесный оборот «если вы…» и перечисляются возможные ожидания потенциального участника программы; затем, как решение, предлагается сама программа. В портфолио тренера такой подход в чистом виде невозможен, это ведь не рекламный слоган, но суть остается той же.
4. Творчество (Т). Под творчеством я понимаю индивидуальный творческий подход в решении задач, которые предлагает бизнес-тренер, или методы, которые он использует. В этом пункте есть возможность показать свою профессиональную индивидуальность, например: в процессе превалирует работа с индивидуальными целями участников программы, используется коучинг-подход.
5. Финансы (Ф). Нет ничего более непрофессионального, чем неспособность тренера оценить стоимость своего труда. Затевая свой бизнес или позиционируя себя как тренера-фрилансера, это первое с чего вы должны начать – определить объем финансов, к которому вы планируете прийти, а затем уже следуют миссия, цели, решения. Когда вы При оформлении портфолио, вы можете решить, что не вполне корректно указывать конкретные цифры (стоимость часа работ и т.п.). Соглашусь, поэтому стоимость ваших услуг можно завуалировать, перечисляя примеры выполненных проектов с их бюджетом (вспомните пункт «решение»).
6. Отзывы (О). Мы постепенно подошли к эмоциональному содержанию, хотя все предыдущие пункты должны были также вызывать эмоции, но здесь это эмоции тех, кто уже сотрудничал с вами. В разделе отзывы могут быть представлены благодарственные письма, краткие отзывы участников программ; или перечислены персоналии, которые могут вас рекомендовать. В случае с рекомендодателями, это должно быть должностное лицо, которое найти сегодня не представляет большой сложности.
Личностный блок
1. Личность (Л). Личность бизнес-тренера, это то, без чего сегодня не будут приобретать ни один тренинговый продукт. В этом пункте я предлагаю разместить то, что создаст о вас более полное представление: несколько строк о том, где вы проводите свободное время; художественное произведение/автора, которого рекомендуете прочитать; любимый фильм или место на планете.
2. Идея (И). Ваша миссия, кредо – в общем, то, что ведет вас «по жизни» и по профессии. Рекомендую вам избегать известных афоризмов и пословиц, потому что так поступает большинство, ваша же задача определить для себя тот стимул, который заставил бы вас работать бесплатно, просто ради идеи. Это сложный мыслительный процесс по осознанию собственной мотивации. На тренингах в Школе бизнес-тренеров мы делаем это вместе с каждым тренером, и вот что получается: «Открой себя для жизни», «Идти вперед, несмотря на трудности», «Искать баланс целей и средств» и др.
3. Образ (О). Ну, вот… наконец-то появилось поле деятельности для Фотошопа! Шутка, конечно, но вы уже догадались, что под образом я понимаю профессиональное фото, которое призвано полностью соответствовать всем вышеперечисленным пунктам, чтобы не возникло «когнитивного диссонанса». Именно поэтому я предлагаю подбирать фото только после того, как вы сформируете все портфолио. А если у вас не найдется фотографии, соответствующей вашему профессиональному содержанию, то обратитесь со всеми вышеперечисленными пунктами к профессиональному мастеру, и он поможет вам сформировать визуальный образ или придет к вам на тренинг, чтобы сделать то же самое. Одна предостерегающая рекомендация: старайтесь не заниматься самолюбование – не размещайте снимки «это я на работе» или «это я говорю по телефону с заказчиком» – подобный подход вызывает иронию и отвлекает от содержательной части. Помните: фото должно дополнять, а не быть главенствующим в профессиональном портфолио.
Итак, мы рассмотрели девять пунктов содержания профессионального портфолио, именно эти пункты я считаю необходимыми для представления профессионального образа потенциальным участникам, заказчику или партнерам. При описании своих преимуществ, старайтесь не увлекаться объемом, поскольку портфолио должно уместиться на одну, максимум две (в случае, если у вас большой опыт и заслуги, скрыть которые было бы преступлением перед бизнес-сообществом) страницы.
Ольга Цаплина, бизнес-тренер, консультант
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.