Рейтинг@Mail.ru

    Работая с бизнес-тренерами, которые приходят на программу профессионального развития «Школа тренеров 7 ключевых компетенций», я часто сталкиваюсь с отсутствием четкой стратегии профессионального и карьерного роста у начинающих тренеров. Приходя на обучение, далеко не каждый может дать ответы на вопросы: куда, зачем, почему и почему ИМЕННО Я?

    Выбирая профессию бизнес-тренера, многие действуют по принципу «хочу как он», а именно: видят успешную «картинку» опытного практика в красивом костюме, пользующегося популярностью у группы участников, раздающего визитки, дающего рекомендации и подписывающего свои книги в подарок участникам тренинга, это действительно отличный пример, почему нет?! Да – профессия бизнес-тренера имеет ряд безусловных преимуществ и возможностей, но при этом важно, чтобы в начале пути мы понимали многогранность этой деятельности и возможности выбора того или иного направления.

    Сегодня мы рассмотрим один из ключевых элементов карьерного и профессионального пути бизнес-тренера – специфику рынка, на котором он планирует начинать свой «вход» в профессию и рост в ней. Есть особенности работы тренера, как на открытом (тренер как объект находится вне компании, это тренинги для физических лиц или корпоративных заказчиков из разных компаний), так и на корпоративном рынке (тренер как объект находится внутри компании и развивает сотрудников или клиентов своей организации). В чем они, эти особенности – сравниваем, анализируем, обсуждаем, делаем выбор.

    Внутренний или внешний бизнес-тренер, что выбрать или с чего начать?

    Фактор

    сравнения

    Корпоративный бизнес-тренер (внутренний)

    Бизнес-тренер, консультант

    (внешний)

    Тематика и специфика  тренингов

     

     

    Тренеру предстоит работа с различными категориями персонала, разработка тренингов по разнообразным темам, иногда исключением является управленческое звено, программы разрабатываются «под потребности» компании. Работодатель при найме внутреннего тренера старается по максимуму использовать его рабочее время и потенциал. В крупных компаниях и разветвленных бизнес-системах может встречаться жесткая специализация тренингов, но все же профессиональное развитие по разным направлениям тренингов и категориям обучаемого персонала в этих системах также возможно.

    Тематическая и узкопрофессиональная  специализация тренера приветствуется, его хотят видеть как эксперта в определенной области.

    (У внешних тренеров-консультантов приветствуется наличие опыта в актуальной для заказчика сфере, к нему обращаются с целью не просто пройти обучение, но и узнать о передовых технологиях, практических примерах рынка). Предполагается, что ведущий является практиком в профессиональной области, поэтому способен не только обучать, но и консультировать Заказчика по построению бизнес-процессов в конкретной области его  компетенции.

    Профессиональные возможности

     

     

    У тренера существует возможность участия в различных корпоративных проектах развития персонала: тренинги, оценка, карьерное развитие. Тренер может как самостоятельно разрабатывать тренинги, так и работать по готовым стандартам корпоративного обучения, это зависит от масштабов и специфики компании и уровня описания бизнес-процессов. Корпоративный тренер привлекается для участия в различных HR-проектах, если тренер работает в подразделении продаж или маркетинга, то с большей вероятностью будет вовлечен в параллельные проекты этих подразделений.*

    *Я имею опыт работы бизнес-тренером в разных структурах и должна отметить, что это очень влияет на специфику и компетенцию бизнес-тренера. К примеру, работая в маркетинге, я постоянно контактировала с партнерами и поставщиками компании, участвовала в маркетинговых мероприятиях, даже создавала контент для описания продукта, как эксперт в ассортиментном вопросе.

    Как правило, тренер имеет специализацию в качестве бизнес-тренера по определенным темам или отраслям, в его функции входит разработка (если требуется),  проведение тренинга + сбор обратной связи от участников. В тренинговых компаниях, имеющих уникальные технологии и стандарты работы (в основном это компании международного уровня) тренер так же работает по готовым программам, а для оценки персонала использует сертифицированные технологии.  Тренер так же может привлекаться на консалтинговую деятельность, связанную с оценкой персонала, работу с бизнес-процессами, но все же, в большей степени, это будет проектная работа краткосрочного или среднесрочного характера. Это связано c объемом работы бизнес-тренера, а так же c его компетенцией.

    Рабочая занятость

     

     

    Внутреннего тренера ждет постоянная работа по заранее определенному графику, возможны переработки, дополнительные проекты, командировки. Тренер является полноценным наемным сотрудником, поэтому вовлечен в рабочий процесс пять дней в неделю. При этом некоторые компании готовы предоставлять тренеру гибкий график в соответствии с его непосредственной занятостью в тренингах плюс несколько методических дней, но это скорее будет исключением, нежели правилом.

    В данном случае возможна как полная занятость в крупной тренинговой компании, так и проектная работа (сотрудничество с рядом компаний). Большинство тренинговых компаний, бизнес-школ не заинтересовано в привлечении тренеров в штат на постоянную работу, или, по крайней мере, стараются не брать на постоянную занятость большое количество тренеров. Соответственно тренер имеет гибкий график работы, у него больше возможностей с точки зрения выбора партеров и работодателей. При этом он должен информировать работодателей о своих новых проектах, чтобы соблюсти этику делового сотрудничества.

    Видение и профессиональный кругозор

     

    В основном узкая специализация в рамках одного- двух бизнесов или отрасли, ограниченность информации о других рынках - это факт. Только прилагая большие усилия, не нарушая корпоративную этику, можно участвовать в проектах на других отраслевых рынках, помнить, что можно обучаться через участников тренингов (допустим, новички вашей  компании, пришедшие из других отраслей) и, конечно, заниматься саморазвитием.

    Работа с разными рынками, знакомство с новыми бизнесами, развитие, в том числе, с помощью участников программы за счет их кейсов, вопросов и примеров из практики, благо на открытом рынке их более чем достаточно. Плюс если тренер сам занимается продвижением и активно участвует в переговорах, то в процессе подготовки к встрече с Заказчиком можно стать межотраслевым гуру.

    Имидж

     

     

    Чаще всего внутреннего тренера воспринимают, как одного из сотрудников с функциональной обязанностью обучать других. Необходима постоянная работа над позиционированием себя в компании. Помните, что при выходе на рынок труда, имидж тренера напрямую связан с имиджем компании, в которой он работал, иногда тренеру сложно уйти от стереотипов или принципов потенциальных работодателей.

    Имидж тренера на открытом рынке, безусловно, играет большую роль, так как он является составляющей продукта и услуги, поэтому и вложения в личный брендинг оправдываются с лихвой, вот только ловушкой может стать не верное позиционирование и стремление создать имиджевую картинку. Для правильного позиционирования важно поработать с внутренними установками, личными ценностями, затем синхронизировать их с профессиональной деятельностью, только в таком балансе можно создать полноценный имидж, в котором тренеру будет комфортно. Тренер может сделать это самостоятельно, обратившись к консультанту или пройдя специальный тренинг.

    Требование к опыту для начала карьеры

     

     

    Линейного тренера чаще всего берут из внутренних резервов компании и смежных процессов, а так же компаний-конкурентов или смежного бизнеса. Плюс в том, что если вы еще не являетесь тренером, но планируете развиваться в своей компании именно в этой отрасли, у вас есть уникальная  возможность проявить инициативу и заявить о своих планах работодателю. Необходимо помнить, что ваши планы должны подкрепляться конкретными действиями: профессиональным обучением, стремлением обучать на рабочем месте, интересом к процессам развития в вашей компании.

    Если вы хотите пробовать себя как фрилансер, который продвигает собственные услуги, то вам поможет продолжительный опыт в управлении определенными процессами или бизнесом, так как  именно к опыту вы сможете обращаться при разработке программ и самопозиционировании. Если же вы планируете связать свою жизнь с работодателем – Тренинговой компанией, то зачастую вам необходим набор личных качеств и мотивация, чтобы попробовать себя в качестве ассистента, а затем и бизнес-тренера.

    Компенсация и финансовые возможности

     

     

     

    Тренер, как и большинство сотрудников компании, имеет ту культуру формирования оплаты труда, которая принята и сложилась в бизнесе. Классическая система константной (окладной) и переменной (бонусной) системы скорое всего будет в основе. В большинстве компаний редко существует система четких показателей деятельности бизнес-тренера (хотя они, безусловно, есть). Поэтому тренер чаще всего получает переменную по результатам внедренных проектов департамента, или постоянно-периодический бонус (поквартальный, годовой и т.п.). Отдельным пунктом я бы выделила нематериальную мотивацию, которую получает внутрикорпоративный тренер (обучение, признание и др.). Так же тренер может обладать рядом бенефитов: медицинское страхование, питание и др. Технически необходимыми бонусами часто становятся корпоративная мобильная связь, портативный компьютер, автомобиль.

    Для тренера, работающего в тренинговой компании, система формирования компенсации за труд примерно такая же, как и в любом другом бизнесе. Важным отличием является то, что на грейд (должностной и финансовый уровень) могут влиять вполне конкретные показатели: количество тренинговых часов, уровень участников тренинга (говорит о компетенции и специализации тренера), уровень удовлетворенности участников тренинга качеством обучения. Если рассматривать тренера как фрилансера, который работает самостоятельно и имеет небольшой бизнес, то здесь весь финансовый оборот и прибыль идут в одни руки, но только заработная плата превращается в смету доходов и расходов, которые начинающему тренеру иногда не просто рассчитать.

    Оценка результатов своего вклада и труда

     

     

     

     

    Корпоративный тренер имеет огромные возможности для оценки эффективности своего вклада, начиная от впечатлений участников – коллег, которые прошли обучение, до технологической поэтапной методики исследования уровня влияния тренинга на мотивацию, знания, поведение и  бизнес-процессы. Отсюда и большая удовлетворенность (а может и неудовлетворенность) своей работой и значимостью вклада в развитие людей и компании.

    «Внешние» тренеры часто жалуются, что не могут видеть отсроченные результаты своей работы, что их демотивирует отсутствие возможностей посмотреть как изменяется поведение сотрудника на рабочем месте, как полученные инструменты помогают в работе. В подобном случае тренер может организовать дополнительную сессию после тренинга, в которой обсудит все вопросы участников, сможет откорректировать их видение инструментов или… просто на рабочих местах убедится, что знания и технологии применяются, обычно это требует больших временных и ресурсных затрат для тренера и тренинговой компании. Что победит, мотивация к знанию результатов или желание сократить расходы и временные ресурсы?! Каждый тренер решает сам.

     Резюмируя все аргументы «за» и «против», помните, что ключевыми  моментами для выбора становятся:

    • ваши личные качества и мотивы, то есть что вы хотите получить от выбранного пути: стабильность, профессиональный рост, эмоции, славу, деньги?! Благодарность?
    • индивидуальная отправная точка, та точка «А», в которой вы находитесь в данный момент.

    Законы и течения, сложившиеся на рынке тренинговых услуг, в которые попадает тренер – это круговороты, заливы и пороги, но кто сказал, что нельзя плыть против течения или прыгнуть с водопада?! Конечно, можно, но для этого стоит хорошенько подготовиться к заплыву.

    Ольга Цаплина, бизнес-тренер, консультант

     

     


    Теги: профессия бизнес-тренера , тренинговый рынок

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.