Рейтинг@Mail.ru

    Не хочу быть рабочей лошадкой!

    9.09.2010 11:04 0 комментариев
    Одна моя хорошая знакомая проводит на работе не только по 10-12 часов в сутки, но и часто выходит в выходные. При этом ее постоянно штрафуют за невыполненную в срок работу. Зная, что она рядовой менеджер в торговой компании, мне стало интересно, откуда такая нагрузка. К тому же, опыт подсказывает, что в фирмах с таким «сумасшедшим» графиком работы, такой низкой зарплатой, как у нее, и системой штрафов, текучесть кадров должна быть огромная. А она работает там уже, кстати, четыре года.

    После расспросов оказалось, что моя знакомая просто выполняет работу своих коллег. При этом абсолютно искренне говорит, мол, «у него такие проблемы дома», или «она так больна», или «она не может разобраться, а я подобную работу уже делала». Отказать коллегам со столь уважительными причинами она просто не может, ведь те якобы не поймут. Босс, в свою очередь, спрашивает с исполнителя. Отсюда и постоянные штрафы, и выговоры за невыполненную работу, которую просто физически сделать невозможно. Карьерный рост ей не светит, поскольку для руководства она — сотрудник, который постоянно срывает сроки проектов.

    Ненужная безотказность

    Психологи утверждают, что примерно 20% сотрудников абсолютно не в состоянии сказать «нет» и «тянут» на себе всю возможную и невозможную работу. А значит, в каждой компании есть такие люди. Руководители, которых мы опросили, подтверждают этот факт.

    По идее, руководители должны весьма позитивно относиться к безотказным подчиненным, однако практика показывает, это не совсем так. Такие «трудяги» есть везде, их без проблем можно определить по количеству дел на душу населения офиса и качеству их исполнения.. Полная безотказность вообще ничему хорошему не способствует, кроме как выраженному внутреннему дискомфорту, нервозности и потере веры в себя. А карьерному росту просто мешает. Неумение вовремя отказать очень часто приводит к сложным переживаниям. Человек связывает себя нереалистичными обязательствами, подписывается под невыполнимой работой, и, в конечном счете, подводит других людей. К тому же, стремление сохранять работоспособность на протяжении длительного периода ничем хорошим не заканчивается: ни для самого сотрудника, ни для его начальника.

    Некоторые руководители считают, что первопричиной «безотказности» является непрофессионализм. Кроме того, это может быть и непонимание своих должностных обязанностей, границ ответственности, и осознанное или неосознанное манипулирование с целью заставить быть должным взамен на оказанную услугу, и наличие слишком большого количества свободного времени, и слабохарактерность.

    Единственный руководитель, выступивший в защиту таких сотрудников, сразу отметил основное условие: работник должен полностью, без оговорок, справляться со взятыми на себя сверхурочными.

    Тягловые лошади

    Безотказность сотрудников имеет двоякую природу: первый вариант — человек является таким по психотипу. Ему сложно отказать, чтобы не обидеть. Второй случай — сотрудник считает себя «просветленным», постоянно стремится к новым знаниям, он получает удовольствие от своей работы.

    Разница между этими двумя типами весьма существенна: трудоголики осознанно берут на себя работу, это стиль их жизни, а «безотказники» — просто не могу отбиться от любезных предложений и многочисленных просьб своих коллег и начальства. Есть и еще один существенный момент: первые делают хорошую карьеру, а вторым, по мнению самих руководителей, карьерный рост не грозит вообще.

    По моим наблюдениям, такой стиль работы не только не способствует карьерному росту, а, наоборот, мешает. Происходит это по нескольким причинам: во-первых, когда подходит время подвести итоги, оказывается, что результат-то не достигнут; во-вторых, когда сотрудник берется за задачу, то тем самым дает обещание руководителю или заказчику. В случае невыполнения обещания руководитель или заказчик испытывает вполне закономерное раздражение и разочарование.

    Руководителю нужно задуматься над тем, стоит ли вообще брать такого сотрудника в штат. Ведь начальнику потребуется время для определения приоритетов в работе подчиненного, планирования его времени, постоянного контроля и вмешательства в запущенный рабочий процесс. А в случае неудачи придется вернуться в исходную точку, чтобы начать сначала.

    Психологи нашли объяснение такому поведению и считают, что «безотказникам» просто необходима помощь специалистов. Некоторые работники такой безотказностью поддерживают свою самооценку. Они выстраивают образ незаменимого сотрудника. Для них сказать «нет» равноценно тому, чтобы признать, что они никому не нужны — они очень этого боятся. Другим же очень сложно кого-то обидеть. Желание для всех быть хорошим — это результат неумения разделять деловые и личные отношения. И в первом, и во втором случае человеку потребуется внешняя помощь специалиста — сами они вряд ли справятся со своими комплексами.


    Сменить маску

    Самый распространенный совет, который дают «безотказникам»: «научитесь говорить «нет», хотя воплотить его в жизнь не так просто. Нужно дать понять и коллегам, и руководству, что возможны и другие, не менее интересные и полезные варианты взаимоотношений, нежели односторонняя помощь. Прежде чем по просьбе босса бросаться на амбразуру и пытаться «спасать мир» в который раз подряд, соразмерьте ваши физические и временные ресурсы с предстоящей вовлеченностью в задачу, в конце концов, задайте себе вопрос: можете ли вы сейчас себе это позволить? Или лучше дать возможность другим коллегам получить статус героя? Научитесь управлять входящими указаниями и поручениями, что-то делегировать, что-то брать себе, от чего-то, естественно, отказываться. Говорите «нет» указаниям и поручениям, а не боссу или коллегам. Не говорите «да», если хотите сказать «нет».

    Естественно, говорить «нет» боссу и коллегам — это разные вещи. К тому же, над «безотказником» висит его имидж, и ломать его очень не просто. Ваши коллеги подсознательно чувствуют вашу безотказность и они пользуются ею, безошибочно выбирая того, с кем можно разделить свои собственные трудности. Многие из них не просто чуют безотказников, но и умеют манипулировать такими людьми. Одним говорят: «ты же у нас такой добрый», другим — «ты же такой умный, ты можешь это». Это очень здорово срабатывает. Выход один — ответить комплиментом на комплимент: «ты тоже очень умный, ты сам справишься, я знаю». Поверьте, это срабатывает не хуже.  Кроме того, не говорите фразу «я подумаю». Таким образом, вы уже принимаете ответственность за ситуацию на себя.

    Отказывать руководителю куда сложнее, ведь тут существует риск вообще потерять работу. Если сотрудник сам осознает свою проблему и хочет ее решить, то он может сделать первый шаг, запросив у руководителя четкое описание своих функций и задач и постоянно соотнося свои обещания и действия с зоной ответственности и возможностями. Сказать «нет» довольно просто, гораздо сложнее принимать решение в конкретной ситуации. Наверно, имеет смысл прислушаться к совету Сомерсета Моэма: «держите паузу», то есть не принимайте решение мгновенно, а потяните время, чтобы соотнести свои задачи и возможности.

    Психолог советует также воспользоваться стратегией поведения «псевдо-безотказников». Среди безотказных сотрудников есть категория людей, которые постоянно жалуются, что их используют и что они пашут за всех. Это своеобразный метод манипулирования сознанием окружающих. Для таких людей их безотказность не проблема, а способ сделать карьеру. Кстати, они сами тянут на себя работу, просят ее, и отнюдь не являются жертвами. Зная, насколько хорошо срабатывает эта схема, я бы посоветовал истинным безотказникам начать активно рассказывать о том, что они делают для компании. Желательно делать это в присутствии людей, которые наверняка поделятся услышанным с руководством.

    Для тех же, кто борется за имидж бесценного сотрудника, наш психолог рекомендует задуматься над тем, что оценить их незаменимость можно будет только тогда, когда они хоть один раз откажутся выполнить дополнительную работу. И в заключение: не отказывайте, если вас просят выполнить какую-то дополнительную работу. Но берите только те обязательства, которые вам по силам. И я уверен — вы быстрее достигнете поставленных целей, чем те, кто вас просит что-то сделать.

    РЕЗЮМЕ

    - Примерно 20% сотрудников просто не способны отказаться от любой дополнительной работы.
    - Безотказность сотрудника приводит к увеличению ответственности и количеству допускаемых ошибок, что делает невозможным карьерный рост.
    - Отказать руководителю возможно, попросив у него самое четкое описание своих функций и задач, и постоянно соотнося свои обещания и действия с зоной ответственности и возможностями.
    - Против вечно просящих об одолжении коллег можно использовать метод «комплимент за комплимент». Отказ в форме «я подумаю» делит ответственность за работу.
    - Если избавиться от «безотказности» невозможно, то нужно ее хотя бы рекламировать — во всяком случае, это поможет сделать карьеру.

    Теги: Работа , коллеги , безотказность , карьера

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.