Рейтинг@Mail.ru

    Бабушка.

    1.11.2010 22:28 2 комментария


    Мою бабушку звали Прасковья Михайловна. Она всю жизнь прожила в Тульской области и Туле.
    Она часто рассказывала различные истории из своей жизни. Рассказывала, как однажды чуть не утонула, когда под ней спустило простыню, на которой она плавала. Она шла по дну, её обматывала тина, вода набивалась куда только можно. Она думала, что умрёт, но тут кто-то сильным движением руки вытащил её на поверхность. После этого она часто говорила, что как же тяжело тонуть, как ужасно, погибнуть таким образом.
    Ещё она рассказывала, как в детстве её отец, тащил в пять утра за волосы доить корову, поскольку она просыпала. Она ещё спала, а он вёл её за кудри и она держалась за стены, чтобы не упасть.
    Очень добрые воспоминания у бабушки были о своём дедушке. Он в отличие от отца был очень добрым. У него была огромная борода, он очень любил свою внучку (мою бабушку). Специально для неё заставлял деревенских ребят лазить на дерево за вороньими яйцами, чтобы угостить внучку. Кормил так, что когда родители возвращались за ней, то не узнавали дочку, так как дочка становилась круглая, пока гостила у дедушки. К сожалению бабушкин дедушка рано стал вдовцом. Его жену, бабушку моей бабушки, покатал бык. В тот день бабушка была одета в красное, что быки не любят, и когда она шла мимо стада, бык бросился на неё. Он не мог ей причинить вреда рогами, так как на нём были колодки, но зато сильно покатал всей своей массой. Тогда бабушка полежала на печке, поохала несколько дней и умерла.
    Ещё мне бабушка рассказывала, как пережила войну. Она была ещё маленькой, когда немцы подошли к Туле, ей было всего 12 лет. К Туле рвались танковые колонны генерала Гудериана. Весь город простреливался. Чтобы хоть как-то выжить, она ползала на картофельные поля. Там уже всё повыкапывали, но если постараться, то можно было что-то ещё найти. Она ползла, а пули свистели над её головой, иногда пролетая то слева, то справа. Она никогда не забывала свист пролетающей пули.
    Когда казалось, что немцы возьмут город, население начало грабить склады и бабушку родители послали за подсолнечным маслом. Когда бабушка подошла к цистернам с маслом, то увидела несколько трупов плавающих в масле. Это некоторые люди, поскользнувшись на подсолнечном масле, падали в цистерны и тонули. Но никого это не останавливало и моя бабушка вместе с другими людьми, зачерпнули масла и взяли себе. Никого уже не смущали человеческие тела плавающие в нём.
    Время вообще было очень голодное, побелки не было ни на чём - её всю поели. Самых маленьких, грудничков, кормили жёваным чёрным хлебом, завёрнутым в марлю, которую грудничок бесконечно жевал.
    Летом бабушка часто играла в маковых полях. Над маковыми полями стоял приятный запах, и когда бабушка уставала и ей хотелось есть, она открывала тычинки мака, и поедала маковые семечки из них. Они были сладкие, как мёд. После этого бабушка ложилась среди травы и засыпала под летним солнцем, склонённая в сон сладким дурманом цветка.
    Так получилось, что моя бабушка, ещё в подростковом возрасте, попала под трамвай. Тогда трамваи ходили с открытыми дверьми, и на одном из поворотов, бабушку выбросило прямо под колёса, которые проехали ей по пальцам одной из ног. Когда её привезли в больницу, то врач посмотрела на пальцы тёмно-синего цвета, взяла ножницы. Бабушка подумала, что будет больно, но больно не было. Врач ей отрезала пальцы ножницами, словно ногти на ноге. Бабушка удивилась, почему это оказывается не больно, на что врач ответила, что они у тебя уже мертвы, их ничто не связывает с организмом, поэтому и не больно. Несмотря на это, бабушка до шестидесяти лет ходила не хромая. Никто глядя на неё и не догадывался, что у неё нет пальцев на ноге.
    Часто бабушка вспоминала, как ухаживала за телёнком, который жил у них в доме, когда они переехали в барак. Они жили на втором этаже, а держать телёнка было больше негде, и когда телёнок только задирал хвост то, все кто был в доме тут же бежали с кружками из которых пили к нему, чтобы подставить под хвост и его моча не пролилась соседям снизу. Ещё они завели двух поросят, но один не выжил, поскольку был слаб и его придавило крышкой.
    С этим самым бараком была связана ещё одна история, которую бабушка часто вспоминала. Она была ещё подростком, когда они все, пять детей и родители, ютились в комнате барака. И тут они узнают, что в бараке освободилась соседняя комната. Отец моей бабушки пришёл в ЖЭК, в котором работал, и попросил дать его детям пожить в этой комнате, но ему отказали.
    Тогда моя бабушка, несмотря на то, что была ещё девчонкой, написала письмо в Москву, где рассказала об этой ситуации. Через неделю её отца вызывают в ЖЭК. Начальник ЖЭКа, белый, как смерть, показывает ему письмо, на котором написано: "Немедленно выдать комнату по такому-то адресу, такому-то гражданину. Как исполните - сообщить!" и стоит подпись: Молотов.
    Ключи от комнаты отцу бабушки дали в тот же миг. Отец пришёл домой и стал бить бабушку. Отчасти его можно понять: в 37-м году его уже арестовывали по доносу во вредительстве, следствие разобралось, что это был именно донос и тогда его отпустили, после двух месяцев изолятора, а посадили потом того, кто его оклеветал. К тому же хоть и время было послевоенное, когда Сталин уже был стар и не так лютовал, как раньше, тем не менее отец бабушки предпочитал вообще не связываться с властями, от греха подальше, а тут такое!
    Но в последствии, он всё же поблагодарил бабушку за то, что им дали комнату, часто был доволен и говорил, что у него хорошая дочь. Сама же бабушка, до самой старости, вспоминала этот случай и говорила о нём. Подумать только: на письмо, какой-то девочки, из провинциального города, брошенного в обычный почтовый ящик на улице, ответил сам Молотов и помог им! Да ни при Хрущёве, ни при Брежневе, ни при прочих, такого представить было нельзя, а при Сталине это было возможно.

    Эти и многие другие рассказы, я слышал от своей бабушки, по вечерам, когда ложился спать. Здесь я вспомнил, только основные рассказы из её детства и отрочества, а ведь она рассказывала много ещё и про свою взрослую жизнь, про то, что происходило с ней в 30-40-50-60 лет.
    Когда бабушке было 70 лет, мы с ней расстались... Но я знаю, что с каждым прожитым днём своей жизни, я вновь и вновь приближаюсь к встрече с ней...
    Читать далее


    Комментарии: Добавить комментарий

    • Наверно, вот, с чего надо начинать наводить порядок в стране, с воспоминаний об ушедших в мир иной, тоесть о предках, не кощунствуя и не лукавя, а с благодарностью за то, что мы есть...

      • Полностью поддерживаю! Главное память!

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.