Чем длиннее имя и фамилия, тем у человека из кинореальности меньше шансов остаться в вечности. В особенности это касается англоязычного мира, сурового к многосложным чужакам. Кажется, только Арнольд Шварценеггер и Джина Лоллобриджида, отказавшись от лаконичных псевдонимов (соответственно Арнольд Стронг и Джина Лолло) не прогадали. Все прочие подвергали себя секвестру – некоторые, впрочем, не столько из имиджевых соображений, сколько из эстетических и психологических. Новое имя – новая жизнь.
У Аллена Стюарта Кенигсберга на кино-Олимпе будущего не было, а у Вуди Аллена, его заменившего – было. Ныне Вуди Аллен – культовый режиссер, то есть тот, чьи фильмы редко приносят ощутимую прибыль, но всякий раз от предложений продюсеров отбоя нет. Не будет денег американских – придут европейские, иссякнут европейские – появятся японские (зря, что ли, одним из фильмов Вуди Аллена стала переделка японского триллера?). Несмотря на скромный бокс-офис голливудские кинозвезды считают за честь сняться в фильме Аллена за сущие центы. Рекорды побила «Знаменитость», самая «густонаселенная» картина: 242 роли со словами и 5128 статистов (куча знаменитостей, включая Мелани Гриффит и Дональда Трампа в роли Дональда Трампа, а также Леонардо Каприо в эпизоде). Более того! Жена президента Франции готова ныне играть у него роль чуть ли не за «спасибо». Это не слава. Это – всемирное признание.
Аллен Стюарт К., будущий знаменитый кинорежиссер и прекрасный писатель Вуди А., родился в декабря 1935 года в Нью-Йорке, там же учился в университете. Еще в молодости его дар юмориста был оценен издателями «Нью-Йоркера», свой первый киносценарий он продал в тридцатилетнем возрасте, а свою первую «сольную» картину («Хватай деньги и беги!») поставил, когда ему исполнилось 34. Сегодня Вуди Аллен снимает и в Великобритании, и в Испании («Сенсация», «Мечта Кассандры», «Вики Кристина Барселона»), однако для киноэнциклопедий он так и останется живописателем родного Нью-Йорка: действие большинства картин Аллена происходит в этом супер-городе, а слово «Манхэттен» даже дважды попадало в заглавия его фильмов. Недаром режиссер, долгие годы избегавший появляться на фестивалях, изменил своему правилу после 11 сентября 2001 года и в 2002-м появился на «оскаровской» церемонии – представлять документальную картину (причем, не свою) о любимом городе, ставшем объектом варварского нападения.
К сожалению, российская публика едва ли не до середины 90-х годов прошлого века была мало знакома с кинотворчеством Вуди Аллена, а с его не менее знаковым литературным творчеством – вообще не знакома. Понятно, почему Аллена-писателя не пропускали к нам до 1991 года: автор не пользовался доверием у Страны Советов (во-первых, американец, во-вторых, еврей, в-третьих, насмешник, в-четвертых, постановщик картины «Любовь и смерть», которую тогдашняя критика дружно истолковывала как издевку над «Войной и миром» Льва Толстого и Сергея Бондарчука). Однако и потом, вплоть до 2002 года, нам перепадали крохи – подборка в «Новой Юности», кое-что в «Иностранке». Лишь в начале третьего тысячелетия, после выхода на русском томика под названием «Записки городского невротика, маленького очкастого еврея, вовремя бросившего писать», мы получили прозу Вуди Аллена, не просто конгениальную его кино, но и дополняющую его киномир.
Чтобы понять и полюбить прозу Аллена, достаточно быть ценителем его лент – парадоксальных, ироничных, где философствования трогательно переплетаются с бытовыми мелочами, а люди демонстрируют лучшие качества, когда от них ничего такого не ждут и не просят. Любимым героем Вуди становится его alter ego: маленький, большеносый и грустный еврей-интеллектуал-пессимист, старающийся убедить себя, что жизнь ужасна и непременно будет еще хуже (ну, не может же она быть лучше, черт возьми!).
Хитрый Вуди перекладывает на актеров и на зрителей свои семейные проблемы (например, долго вызревающий конфликт с женой, Мией Фэрроу, до того уже проецировался на экран), свои боязни, свои опасения, свой скепсис; и то, что в нормальной жизни выглядело бы просто невыносимым занудством, в кино Вуди Аллена выглядит иронично и легко.
В «Зелиге», скажем, режиссер изображает (и он же, как актер, играет) человека-хамелеона, которого страх перед реальной жизнью обращает в идеального приспособленца: он начинает быть похожим, даже внешне, на того, кто находится рядом – что приводит к трагикомическим последствиям.
В еще одном скандально знаменитом фильме «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» Вуди, например, сыграл роль сперматозоида, оставаясь при этом в образе неуверенного в себе комплексующего человека. Очевидно, что этому же амплуа соответствуют и литературные штудии актера и режиссера.
Проза Аллена – это юмор, ирония, парадоксы, национальный скепсис вкупе с романтической надеждой. Наверное, самый смешной его рассказ – «Страничка Кугельмаса» про героя, который благодаря чудо-устройству может из Нью-Йорка попадать внутрь романа Флобера «Мадам Бовари». И литературоведы сходят с ума, пытаясь понять: каким образом рядом с Эммой вдруг то и дело возникает незапланированный нахальный американец? И куда он, собственно говоря, Эмму утаскивает из текста?! А, к примеру, в «Блуднице из читалки» представительница первой древнейшей убивает клиентов умными разговорами о литературе... Не менее остроумны рассказы о частном сыщике, которому приходится заниматься странными делами – в рассказе «Босс» он ищет не кого-нибудь, а Бога (и находит, за скромный гонорар). Ближе к финалу тут возникает умопомрачительный диалог: «Бог мертв. Тут были копы. Искали тебя. Они считают, что это сделал экзистенциалист. – Нет, бэби. Это сделала ты»... И так далее, в таком же запредельном духе.
Конечно, книги Аллена, как и фильмы Аллена похожи на изысканную приправу или на коллекционное вино: их нельзя употреблять помногу, однако в малых дозах они незаменимы и придают скучной, навсегда расчисленной реальности новый неповторимый оттенок. «Делать жизнь» с Вуди Аллена сложно, но зато жизнь и судьба этого человека – зримое доказательство того, что можно стать знаменитым на весь мир, даже если ты творишь не для миллионов, а лишь для продвинутых десятков тысяч людей на всей планете...
Кстати, у России есть шанс увековечить имя Вуди Аллена на карте. Как известно, слово «Калининград» едва ли уместно в новой России: от имени козлообразного дедушки-старосты на карте давно пора отказаться. Однако и возвращение к прежнему названию Кенигсберг едва ли возможно по политическим мотивам. Почему бы, в таком случае, не предложить компромиссный вариант: раз уж замечательный режиссер, актер и писатель (с российскими, если кто не знает, корнями) из Аллена Кенигсберга превратился в Вуди Аллена, отчего бы не подумать о переименовании Калининграда в Вудиалленск? Уж с таким-то названием нашего форпоста на Западе мы легко впишемся в объединенную Европу. А на церемонию переименования можно будет пригласить самого Вуди. Это будет всем праздникам праздник. Аллен, между прочим, и на саксофоне классно играет – надо только получше попросить.
Лев Гурский
У Аллена Стюарта Кенигсберга на кино-Олимпе будущего не было, а у Вуди Аллена, его заменившего – было. Ныне Вуди Аллен – культовый режиссер, то есть тот, чьи фильмы редко приносят ощутимую прибыль, но всякий раз от предложений продюсеров отбоя нет. Не будет денег американских – придут европейские, иссякнут европейские – появятся японские (зря, что ли, одним из фильмов Вуди Аллена стала переделка японского триллера?). Несмотря на скромный бокс-офис голливудские кинозвезды считают за честь сняться в фильме Аллена за сущие центы. Рекорды побила «Знаменитость», самая «густонаселенная» картина: 242 роли со словами и 5128 статистов (куча знаменитостей, включая Мелани Гриффит и Дональда Трампа в роли Дональда Трампа, а также Леонардо Каприо в эпизоде). Более того! Жена президента Франции готова ныне играть у него роль чуть ли не за «спасибо». Это не слава. Это – всемирное признание.
Аллен Стюарт К., будущий знаменитый кинорежиссер и прекрасный писатель Вуди А., родился в декабря 1935 года в Нью-Йорке, там же учился в университете. Еще в молодости его дар юмориста был оценен издателями «Нью-Йоркера», свой первый киносценарий он продал в тридцатилетнем возрасте, а свою первую «сольную» картину («Хватай деньги и беги!») поставил, когда ему исполнилось 34. Сегодня Вуди Аллен снимает и в Великобритании, и в Испании («Сенсация», «Мечта Кассандры», «Вики Кристина Барселона»), однако для киноэнциклопедий он так и останется живописателем родного Нью-Йорка: действие большинства картин Аллена происходит в этом супер-городе, а слово «Манхэттен» даже дважды попадало в заглавия его фильмов. Недаром режиссер, долгие годы избегавший появляться на фестивалях, изменил своему правилу после 11 сентября 2001 года и в 2002-м появился на «оскаровской» церемонии – представлять документальную картину (причем, не свою) о любимом городе, ставшем объектом варварского нападения.
К сожалению, российская публика едва ли не до середины 90-х годов прошлого века была мало знакома с кинотворчеством Вуди Аллена, а с его не менее знаковым литературным творчеством – вообще не знакома. Понятно, почему Аллена-писателя не пропускали к нам до 1991 года: автор не пользовался доверием у Страны Советов (во-первых, американец, во-вторых, еврей, в-третьих, насмешник, в-четвертых, постановщик картины «Любовь и смерть», которую тогдашняя критика дружно истолковывала как издевку над «Войной и миром» Льва Толстого и Сергея Бондарчука). Однако и потом, вплоть до 2002 года, нам перепадали крохи – подборка в «Новой Юности», кое-что в «Иностранке». Лишь в начале третьего тысячелетия, после выхода на русском томика под названием «Записки городского невротика, маленького очкастого еврея, вовремя бросившего писать», мы получили прозу Вуди Аллена, не просто конгениальную его кино, но и дополняющую его киномир.
Чтобы понять и полюбить прозу Аллена, достаточно быть ценителем его лент – парадоксальных, ироничных, где философствования трогательно переплетаются с бытовыми мелочами, а люди демонстрируют лучшие качества, когда от них ничего такого не ждут и не просят. Любимым героем Вуди становится его alter ego: маленький, большеносый и грустный еврей-интеллектуал-пессимист, старающийся убедить себя, что жизнь ужасна и непременно будет еще хуже (ну, не может же она быть лучше, черт возьми!).
Хитрый Вуди перекладывает на актеров и на зрителей свои семейные проблемы (например, долго вызревающий конфликт с женой, Мией Фэрроу, до того уже проецировался на экран), свои боязни, свои опасения, свой скепсис; и то, что в нормальной жизни выглядело бы просто невыносимым занудством, в кино Вуди Аллена выглядит иронично и легко.
В «Зелиге», скажем, режиссер изображает (и он же, как актер, играет) человека-хамелеона, которого страх перед реальной жизнью обращает в идеального приспособленца: он начинает быть похожим, даже внешне, на того, кто находится рядом – что приводит к трагикомическим последствиям.
В еще одном скандально знаменитом фильме «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить» Вуди, например, сыграл роль сперматозоида, оставаясь при этом в образе неуверенного в себе комплексующего человека. Очевидно, что этому же амплуа соответствуют и литературные штудии актера и режиссера.
Проза Аллена – это юмор, ирония, парадоксы, национальный скепсис вкупе с романтической надеждой. Наверное, самый смешной его рассказ – «Страничка Кугельмаса» про героя, который благодаря чудо-устройству может из Нью-Йорка попадать внутрь романа Флобера «Мадам Бовари». И литературоведы сходят с ума, пытаясь понять: каким образом рядом с Эммой вдруг то и дело возникает незапланированный нахальный американец? И куда он, собственно говоря, Эмму утаскивает из текста?! А, к примеру, в «Блуднице из читалки» представительница первой древнейшей убивает клиентов умными разговорами о литературе... Не менее остроумны рассказы о частном сыщике, которому приходится заниматься странными делами – в рассказе «Босс» он ищет не кого-нибудь, а Бога (и находит, за скромный гонорар). Ближе к финалу тут возникает умопомрачительный диалог: «Бог мертв. Тут были копы. Искали тебя. Они считают, что это сделал экзистенциалист. – Нет, бэби. Это сделала ты»... И так далее, в таком же запредельном духе.
Конечно, книги Аллена, как и фильмы Аллена похожи на изысканную приправу или на коллекционное вино: их нельзя употреблять помногу, однако в малых дозах они незаменимы и придают скучной, навсегда расчисленной реальности новый неповторимый оттенок. «Делать жизнь» с Вуди Аллена сложно, но зато жизнь и судьба этого человека – зримое доказательство того, что можно стать знаменитым на весь мир, даже если ты творишь не для миллионов, а лишь для продвинутых десятков тысяч людей на всей планете...
Кстати, у России есть шанс увековечить имя Вуди Аллена на карте. Как известно, слово «Калининград» едва ли уместно в новой России: от имени козлообразного дедушки-старосты на карте давно пора отказаться. Однако и возвращение к прежнему названию Кенигсберг едва ли возможно по политическим мотивам. Почему бы, в таком случае, не предложить компромиссный вариант: раз уж замечательный режиссер, актер и писатель (с российскими, если кто не знает, корнями) из Аллена Кенигсберга превратился в Вуди Аллена, отчего бы не подумать о переименовании Калининграда в Вудиалленск? Уж с таким-то названием нашего форпоста на Западе мы легко впишемся в объединенную Европу. А на церемонию переименования можно будет пригласить самого Вуди. Это будет всем праздникам праздник. Аллен, между прочим, и на саксофоне классно играет – надо только получше попросить.
Лев Гурский
Комментарии: Добавить комментарий
У человека рожденного в СССР и воспитанного на французских комедиях, с Вуди Аленом сложные отношения. Эту нишу доброжелательного лузера, застревающего ногой в унитазе, у нас занял Пьер Ришар. И лично мне он намного симпатичнее Вуди. Последнее, что я у Вуди Аллена видел, был фильм «Вики Кристина Барселона». На мой субъективный взгляд провальное кино, не смешное, с какими-то комплесами замешанными на сексуальном самоутверждении. Короче фигня. Но прозу его обязательно прочитаю, чтобы уж окончательно решить для себя, кто он.)
Шикарный фильм "Вики Кристина Барселона" - тонкая пародия на штампы и штампованное восприятие многих вещей: курортных романов, латинских страстей, нудного супружества, монструозного мачовства, испании и барселоны, бескомплексных и бездумных девиц... Кстати, рецензия на этот фильм в "Афише" тоже была шикарная - для тех, кто не въехал )
Хотя общее у Вуди Алена с Пьером Ришаром, во внешнем актерском образе, есть. Вопрос кто у кого этот образ заимствовал.
Ну, в Ришере много наносного актерского (эдакая обаятельная недотепистость), а Вуди - настоящий. Даром, что не актер, а режиссер и писатель.
Ну короче почитаем. И каждый решит для себя.
Кстати тоже касается и кино про Барселону. Каждый видит в меру своей испорченности. Мне показалась, что это кино мужика у которого серьезные нерешенные проблемы сексуального характера. Вы увидели что : "тонкая пародия на штампы и штампованное восприятие многих вещей: курортных романов, латинских страстей, нудного супружества, монструозного мачовства, испании и барселоны, бескомплексных и бездумных девиц..." Мне там ничего тонкого расмотреть не удалось все ясно, как Божий день.))
И вообще, сейчас Дракулом было бы органичней назваться мне. Потому что, я чуствую себя вампиром прокусившим шею бедному Вуди.))
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.