Рейтинг@Mail.ru

    Звездная школа

    15.09.2011 16:51 9 комментариев

    Российское образование – это тема, дискуссии вокруг которой будут продолжаться еще долгое время. Летние скандалы с поступлением немного утихли, но реформы по-прежнему вызывают противоречивые эмоции. iworker посетил 24-ю Московскую международную книжную выставку-ярмарку, чтобы поинтересоваться мнением мастеров слова – известных и, безусловно, хорошо образованных людей.

    – Что звезды говорят о перспективах для молодых людей на 2012 год и от чего предостерегают? Что вы думаете в целом о российском образовании? И ждут ли наше общество серьезные перемены?

    Тамара Глоба, астролог, писатель:

    – Сейчас идет глобальный цикл для человечества, поскольку началась эпоха Водолея. Это период мировой перестройки, перелома в мировой экономике. Скоро не останется практически ни одного спокойного уголка на Земле. При этом нам нужно будет искать свое место в жизни, а также возможность жить и работать, выискивать место под солнцем для своих детей и находить свои профессии.

    Появится множество новых профессий в связи с тем, что возникают новейшие технологии, а старые уходят в прошлое – помните, когда-то была конка, а потом стали ездить на трамваях, а затем все пересели на самолеты? А скоро появятся альтернативные виды топлива – и мы уже постепенно переходим на иные виды транспорта, мне только жаль, что запаздываем…

    Вообще в период эпохи Водолея (на протяжении двух тысяч лет, и особенно, в ближайшие сто-сто пятьдесят лет) будет происходить отделение зерен от плевел, великого от малого. Станет очевидным разделение людей на тех, кто интересуется чем-то новым, кто преобразовывает свой интеллект, кто пытается духовно расти – это будут люди будущего – и на тех, которые не будут ничего хотеть, не будут никак развиваться – к сожалению, эти люди могут остаться за бортом жизни.

    Что касается 2012 года, то он уплотнит все явления, которые мы наблюдаем сейчас – это касается политики, мировой экономики, перестройки мира в целом. Все, что закладывалось за предыдущие три года, в следующем – утвердится.

    И, конечно же, легче всего будет встроиться молодым людям, поскольку они легко переходят на новые информационные технологии, которые невероятно широко шагнут вперед. Дети, которые подрастут к 2013 году, вполне возможно вообще не будут знать, в какой системе, политической, государственной и даже финансовой, мы с вами жили. Будут другие деньги. Они начнут формироваться в 2012 году и проявят себя окончательно в 2013. Деньги будут в основном виртуальные. И даже не такие, как сейчас (на картах), а совершенно иного плана.

    Однако есть вещи, которые меня пугают. Например, массовая безграмотность, я до сих пор не могу поверить, что люди, у которых уже есть дети, безграмотно пишут. Вот ведущие «Русского радио» недавно написали на Facebook, что учителя в ужасе: дети, стоя у доски, выражают свое волнение матом! Меня такие вещи приводят в ступор. И это не просто эмоции. Я считаю, что нам всем надо участвовать в этой борьбе.

    Ведь в чем проблема поколения, которое уничтожается каждое десятилетие? Ребята, еще не успев подрасти, принимают на себя давление – они выбрасываются за бортик и их не принимает никто: с одной стороны родительские проблемы, с другой – трудности власти, с третьей – стремление показать себя. И человек попадает в клещи. А с подростками нужно разговаривать. Объяснять, что они нужны. Но не сюсюкаться, я сейчас имею в виду не ложную толерантность.

    Когда у моих собственных детей был подростковый период, в моем доме гостили самые разные ребята: скажем так, и сверху и снизу, даже те, кто ночует на кладбище. И я всегда с ними разговаривала. А они удивлялись, что мне интересно с ними общаться, волнительно, чем они дышат.

    Многие дети растут, даже не зная, что подсматривать, подслушивать или подличать – это неправильно. Они взрослеют среди людей, которые говорят, что это хорошо, это правильно, что все остальные идиоты. Более того, молодое поколение даже кинуло клич «Кидай лохов!»: то есть, тот, кого ты обманул,– он лох, независимо от того, хороший это человек или нет.

    А сейчас начнется год Меркурия, год, когда Венера очень долго будет пребывать в Близнецах. И она выделит вкусы молодых людей, в первую очередь. Появятся новая мода, иные устремления. Но в чем-то они будут основаны на традициях, и вот здесь будет чрезвычайно велика роль старших. Всегда, уча детей, нужно быть в курсе того, что они делают, нужно интересоваться их играми, их идеалами. Прислушайтесь. В конце концов, сами сядьте за компьютер, поиграйте, посмотрите, что им нравится.

    – Сейчас большое количество интриг разгорается вокруг российского образования. Насколько я знаю героев ваших произведений (включая Каменскую и ее мужа), это в высшей степени образованные люди, которым важно постоянно самосовершенствоваться. Ваше отношение к тому, что сейчас происходит в современном образовании? Может быть, вы могли бы написать на эту тему детектив?

    Александра Маринина, писатель, автор детективов:

    – Да, я знаю, что происходят скандалы – с зачислением абитуриентов на бюджетные места, например. Но для того, чтобы сделать на этом книгу, нужно собирать материал. То есть нужно понимать, каковы механизмы, что происходит на самом деле, какие полномочия у каждого из задействованных лиц. Потому что мне бы не хотелось высасывать содержание книги из пальца, а потом вдруг окажется, что все совсем не так.

    Последние годы своей службы я сама работала в вузе, сейчас он называется Университет МВД, тогда он назывался Московский юридический институт, а до этого – Высшая школа милиции. И вот на тот момент, когда я служила, я знала, как эта система устроена – у кого какие полномочия, кто за что отвечает, кто что может, кто на что имеет право или, наоборот, не имеет. Тогда если бы я осмелилась, я могла бы вывернуть наизнанку кухню зачисления абитуриентов в такого рода вузе. Но с тех пор прошло 13 лет, много чего поменялось.

    – А если оценивать действия нашего министра образования?

    – К сожалению, здесь я некомпетентна. Нужно обладать фактическим материалом, то есть знать, какие указания он дает, какую политику он ведет – нужно быть внутри системы, чтобы это оценивать. А снаружи – это все разговоры на уровне кухонных бабушек.

    – Один из самых успешных фантастических романов последнего времени был написан о школе. Это «Гарри Поттер». Скажите, у вас современное образование не вызывало желание как-то обыграть эту тему?

    Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст:

    – Если писать фантастический роман про современную реформу образования, то это будет книга ужасов! Есть даже такой анекдот. Фурсенко выступает и говорит: «Мы достигли великолепных высот в образовании, я недавно облетел на самолете весь земной шар и убедился, что у нас самое лучшее образование». А сидящая вокруг молодежь вдруг начинает кричать: «Неправда, неправда! Человек не может летать! Земля плоская, а не шар!». К сожалению, сейчас реформы образования ведут к аналогичному результату. Я был бы очень рад, если бы эти реформы опирались больше на здравый смысл, а не на желание поставить галочку и скопировать какие-то западные образцы, как правило, уже устаревшие и отвергнутые во всем мире.

    – Вы описываете много фантастических профессий, например, «работу в Ночном дозоре». Как вы думаете, какие профессии окажутся наиболее востребованы в мегаполисе будущего?

    – Я думаю, будет востребована профессия… уборщика. Наверняка всегда будут востребованы профессии сантехников, электриков, то есть людей, которые поддерживают существование нервов и кровеносных сосудов города. Это те профессии, которые никогда не умрут, даже если дома будут строить из пенобетона или чего-нибудь столь же фантастического, а кровати будут сделаны в виде гравитационных полей. Всегда есть основа, тот труд, который материален и поддерживает сам базис существования – что людей, что городов. А все остальное, включая юристов, полицию, писателей и всех на свете – это надстройка. Она тоже необходима, но могут измениться обстоятельства, и, например, те же самые писатели станут не нужны.

    –  Как вы оцениваете введение новых образовательных стандартов? Ориентированность на западные образцы?

    Сергей Шаргунов, журналист-международник, писатель:

    – В целом, я скорее не приветствую те образовательные стандарты, которые сейчас предлагают школы. Прежде всего, потому, что страдают те важнейшие дисциплины, которые помогают человеку оставаться человеком. Я имею в виду русский язык, литературу. Во-первых, сокращение часов русского языка и литературы – это отвратительно. Или, например, отмена выпускного сочинения: как человек пишет, так он и думает, таковым он собственно и предстает перед самим собой, это на самом деле автопортрет.

    Идея дать право отказаться от обязательных некогда предметов означает то, что человек добровольно, с подачи сверху, отсекает от себя часть, то есть превращается в какое-то усеченное существо.

    Я думаю, что все это неприятно и связано с коммерциализацией образовательного процесса, потому что нужно больше поборов, больше денежек тянуть из родителей, соответственно нужно половину дисциплин сделать платными. И так у нас школа уже по сути платная. А формированию образованной личности это явно не способствует.

    – А если говорить о реформе высшего образования?

    – Мне сложно судить твердокаменно. Но мои знакомые, достаточно серьезные и авторитетные преподаватели, говорили мне, что это все какой-то скверный и сомнительный процесс. В любом случае, мне кажется, что эти нововведения приняли без серьезного предварительного обсуждения. Так всегда: у нас все вводится директивно, потом все разочаровываются спустя какое-то время, а потом, спустя еще лет пятнадцать, вообще посыпают головы пеплом…

    – Вы профессиональный историк и при этом успешный человек. Что вы думаете о современном образовании, стало ли оно лучше? Или реформы последних лет не способствуют воспитанию успешной личности?

    Николай Усков, главный редактор журнала GQ, кандидат исторических наук, писатель:

    – Нельзя, рассуждая об образовании, говорить только о ЕГЭ, стандартах, компьютеризации школы и так далее. Речь идет, прежде всего, о формировании характера. Дело в том, что в образовании важнее всего поведение самого ученика. Какая школа была у Михаила Ломоносова? Никакой. Безграмотный инвалид пытался его чему-то там научить. А получился «главный наш университет», как сказал о Ломоносове Пушкин.

    Страсть к познанию воспитывается семьей или случаем. Но на случай рассчитывать опасно. Прежде всего, нужно настроить ребенка на получение знаний, нужно сопереживать ему в получении знаний. Очень важно делать уроки вместе. Нужно интересоваться, что происходит в школе, ходить с сыном или дочерью в музеи, прививать интерес к неизвестному. Если ученик настроен на получение знаний, то даже самая плохая школа не способна этому помешать.

    Юлия Ульянова


    Теги: Николай Усков , Тамара Глоба , реформа образования , Сергей Лукьяненко

    Комментарии: Добавить комментарий

    • Самый нормальный Лукьяненко "Фурсенко выступает и говорит: «Мы достигли великолепных высот в образовании, я недавно облетел на самолете весь земной шар и убедился, что у нас самое лучшее образование». А сидящая вокруг молодежь вдруг начинает кричать: «Неправда, неправда! Человек не может летать! Земля плоская, а не шар!». Ахахах. +100 и в общем молодец, остальные какие-то дауны, ну понятно Марининой неудобно, остальные просто дятлы и идиоты. Обенно за Шаргунова неудобно, вроде бы молодый чувак. А эх блин.

      • Про Лукьяненко согласен. А с Шаргуновым что не так? почему неудобно-то? - что-то я недопонял, сорри)

    • А как же тогда будут задействованы нанотехнологии, роботы, делающие жизнь человека комфортной и чистой... а ещё фантаст, никакой идеи в развитии, тоже - блин. А Глоба вообще бы помолчала, её учение понятно: мозги пудрить людям большого образования не надо...её звёзды ей и светят.А с Шаргуновым я согласна: где деньги, там и юродство.

    • Ты еще ищ на Ваню нашег,о солнце незакатное, наедь.))

      • Да где ж тут Ваня - то? Или ты его во всех публикациях подразумеваешь? Ну, не знала, извини, заря ты наша утренняя.

    • Я про ваше с Шаргуновым согласие "где деньги, там и юродство". А он без денег, просто из любви ко всему сущему.))

      • А Ваня каким боком?

    • Ну а кто разыгрывет роль юродивого царя?

    • Ближе к теме: хочу современному образованию поставить большую двойку. Вот раньше было... банально звучит? да, но тем не менее, если раньше в школах давали знания учителя безо всяких взяток от родителей, платы за учёбу ребёнка, и, оказывали материальную помощь многодетным семьям. Ребёнок запоминал познанное на всю жизнь, вот, какие это были знания. Нас в семье было четверо детей, мама - одна нас растила, хотя воспитывались мы в основном в школе, мама почти весь день была на работе, и, никогда с нами уроков по вечерам не делала. Но в школе нас на собраниях всегда хвалили, и маме не приходилось за нас краснеть. А теперь что за знания , на каких примерах, каким правилам, догмам и каким законам учат, что ребёнок в школу не хочет идти, не желает учиться, ненавидит учителей и в итоге образавания не получает, а школу выживания проходит довольно жестокую. На мой взгляд - причина одна: не тому учат, не так учат, не учат, а есть ли смысл вообще учить? Может не стоит тратить столько сил , средств и времени на обучение дебилов, которые всё равно сопьются, снаркоманятся, вичинфицируются и т.д. А грядущая реформа только усугубит негативное отношение к школе как детей, так родителей, надеюсь, учителя тоже не в восторге от итогов своего бесполезного труда.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.