Рейтинг@Mail.ru

    Размышления о дресс-коде

    28.09.2011 14:23 0 комментариев

    Минимум открытых частей тела - только ладони и лицо. Юбка не выше колена. Нежелательны расстегнутые пуговицы на блузке. Блузки и водолазки закрытые и не из прозрачной ткани...

    Это не мир победившей традиционной религии, это всего лишь требования к внешнему виду пресс-секретаря. Мне, с моей любовью к удобной одежде и обуви и восторженным отношением к стилю бобо, от таких правил становится дурно. Но если для человека, постоянно общающегося с прессой, подобная застегнутость на все пуговицы еще как-то оправдана, то зачем упаковывать в деловой костюм тех, кто безвылазно сидит восемь часов в кабинете, не видя не то что посетителей, но даже большинства коллег?

    Стоит задать в блоге или на каком-нибудь форуме вопрос о нужности дресс-кода – и жаркий спор обеспечен! По накалу подобные баталии могут сравниться разве что с диспутом тупоконечников и остроконечников. Сторонники делового стиля скажут, что ходить на работу в джинсах недопустимо, не хотите одеваться прилично – не рвитесь в солидную контору. Противники дресс-кода обвинят оппонентов в зашоренности и отсутствии креатива.

    Обычно в подобных спорах есть черное и белое – и никаких полутонов. Smart casual словно выпадает из палитры. Будто бы люди способны либо влезть с головой «в футляр», либо – если отпустить поводок – тут же вырядиться в блестки, мини, вытянутые майки и проколоть себе все, что можно. Я и в том беды не вижу – лишь бы работали. Но руководители корпораций со мной не согласны и одевают сотрудников по регламенту. А зачем?

    Самый расхожий довод в пользу дресс-кода – он якобы дисциплинирует. Человек в пиджаке и при галстуке будто бы работает лучше. Честно, не верю! Если лентяя заставить снять свитер и втиснуться в пиджак, лениться он не перестанет. Равно как и профессионал не перестанет быть профессионалом, сменив костюм на джинсы – голова-то не меняется. А после просмотра новостей вообще непонятно, почему в этот миф до сих пор верят? Сами посмотрите: нами правят люди в пиджаках и галстуках. При этом Землю сотрясают различные катаклизмы – от войн и дефолтов до вымирания тюленей. Ну, и где пресловутые профессионализм и зрелость? Люди в деловых костюмах наворотили много бед, разгребать которые будут ребята в спецовках, белых халатах и старых джинсах. О которых судят по делам, а не по правильно подобранным носкам и рубашке.

    С другой стороны, на свете немало людей, которым действительно по вкусу все эти галстуки, туфли-лодочки и дорогие аксессуары. И дело не в том, что они менее креативны. Просто им нравятся четкие линии и сдержанные цвета. К тому же строгий дресс-код позволяет спрятаться за одеждой, не раскрываться перед коллегами и начальством. По гардеробу свободно одетого человека можно порой узнать о нем слишком много и вычислить самые разные вещи – от музыкальных пристрастий до семейных неурядиц.

    Люди же в костюмах выглядят одинаково, а о чем они думают – сугубо их дело. К тому же не надо ломать голову, что надеть на работу. Лучшая няня всех времен, Мэри Поппинс, приучала питомцев носить перчатки, аккуратно причесываться и вовремя отправляться спать. Что не мешало ей летать на воздушном шаре и оживлять мраморные статуи. Мне больше по душе образ жизни Пеппи Длинный Чулок, но Мэри тоже прекрасна.

    В пользу дресс-кода говорит и то, что при наличии подробной инструкции, вы защищены от неудачных экспериментов со стилем тех сотрудников, кого природа обделила вкусом. Хотя, мне кажется, легенд тут больше чем действительных проколов.

    Мне повезло – везде, где я работала, отношение к одежде сотрудников было демократичным. И никому не приходило в голову явиться в офис в пляжных тапочках или в гавайке. То, как мы одевались, можно назвать «свободным офисным стилем», но мы таких слов не употребляли. Просто само собой подразумевалось, что в классических джинсах на работу ходить можно, а вот в драных или расшитых бисером, уже не стоит. Что аккуратная рубашка с коротким рукавом летом уместна, а вот майка с упырем или ядерным грибом – уже нет. И никто не стоял с линейкой у входа, проверяя длину юбок, и никто не требовал снять массивные висячие серьги. Но все выглядели пристойно.

    Очень неубедителен любимый защитниками дресс-кода аргумент, оскорбительный для мужчин: оказывается, если девушки на работе выглядят женственно, сильная половина коллектива думает не о самолетах…. Женщинам подобных обвинений почему-то не предъявляют, хотя и им есть на кого посмотреть. Честное слово – для служебного романа дресс-код не препятствие, а отговорка «я не мог работать, потому что мимо меня ходила красивая сослуживица в кружевной блузке» звучит, мягко говоря, нелепо. Тот, кто не хочет работать, найдет причину; тот, кто работает на совесть, не глазеет на сослуживиц, только и всего. Но с другой стороны... Пожалуй, здесь другой стороны нет – деловой стиль не так асексуален. Если надо придумать повод отвлечься от работы, всегда можно вспомнить, что под одеждой все голые.

    Нередко говорят, что внешний вид сотрудников – это часть имиджа фирмы. Почему бы, в таком случае, не ввести униформу? Хотя бы для тех, кто работает с клиентами? Это очень удобно – посетитель всегда обратится именно к тому, к кому надо. Но почему-то при слове «униформа» сторонники строгого делового стиля пугаются и вспоминают про индивидуальность и самовыражение. Таким образом, свой имидж фирма поддерживает за счет самих же сотрудников, вынужденных тратить часть зарплаты на рабочий гардероб, который те будут подбирать не в соответствии со своими вкусами, а с оглядкой на кадровиков. Неудобства далеко не всегда компенсируются хорошим окладом. Самые строгие требования на моей памяти предъявлялись девушкам, которым предстояло работать в дорогом и пафосном магазине. Платили при этом сущие гроши, а накануне открытия магазина уволили практически всех, как не выдержавших испытательный срок. Но все два месяца им приходилось блюсти дресс-код в соответствии с фантазиями начальницы: дорогие духи были обязательны, кипенно-белые блузки и строгие костюмы…

    Жулики, конечно, попадаются не на каждом шагу, но и в честной фирме расходы на гардероб никто компенсировать не будет, даже если ваша зарплата невелика. Если вас устраивают траты, работайте на здоровье. Если же вы покупаете новый костюм, с тоской думая о том, что теперь не хватит денег на то, чего действительно хочется... Может, стоит сменить работу?

    Ну, и последний довод защитников: работодатель вправе устанавливать порядки. Тут я даже возражать не стану. Работодатель тоже человек. Возможно, он чувствует себя комфортно в строгом костюме. Нанимая работников, он хочет окружить себя людьми, у которых понятия об удобстве и приличиях такие же, с ними ему спокойнее. Имеет право, не спорю. Только у меня есть одна просьба: нельзя ли в объявлениях о вакансиях указывать, что у вас принят дресс-код? Ведь это несложно – всего два слова: бизнес-стиль, или смарт кэжуал, или «дресс-код оговаривается» – это в случае, если вы действительно намерены проговаривать все, от длины юбки до формы сережек. Сэкономите свое и чужое время – те соискатели, для которых ограничения неприемлемы, не будут откликаться.

    А на качество работы дресс-код не влияет. В компании Google сотрудники вообще на роликах по коридору разъезжают, а работают при этом прекрасно. В японских корпорациях не только одеваются одинаково, но и гимн фирмы исполняют, а в недостатке творческого потенциала японцев не обвинишь. Главное, найти свое место.

    Ольга Мареичева

     

     

     


    Теги: дресс-код , смарт кэжуал , бизнес-стиль

    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.