Легко ли женщине сделать карьеру? Судите сами. Бездетных, особенно замужних, барышень старше 25 лет неохотно берут на работу, опасаясь, что они могут уйти в декрет. Молодые мамы тоже не являются мечтой работодателя: частые больничные, никаких командировок и сверхурочных.
Не меньше проблем и с теми, у кого дети — школьники: отпуск только летом, вечный вопрос, с кем оставить отпрысков во время каникул… А уж постоянные телефонные разговоры: разогрей суп, выучи уроки, не сиди возле компьютера!.. Но ведь когда дети вырастут, уже и до пенсии недалеко. Что же получается: у женщины нет возраста, походящего для карьеры?
На самом деле все не так мрачно, и представительниц прекрасного пола, отлично справляющихся и с семейными, и со служебными обязанностями, довольно много. Более того, если женщина трудолюбива, старательна и заинтересована в работе, то она будет стремиться к постоянному повышению профессионального уровня и строить карьеру серьезно и планомерно, причем, как правило, не в ущерб семье. Если же человек в принципе не настроен трудиться, а приходит в офис отсидеть положенное время, то наличие или отсутствие у него детей не является определяющим фактором.
Строго говоря, такое разделение характерно не только для женщин. Существует довольно много мужчин, которые на своем рабочем месте могут выполнять левые задания, бродить в Интернете по сайтам, весьма далеким от круга профессиональных обязанностей, а то и в компьютерные игры играть. Тем не менее обвинять в несерьезном подходе к работе принято именно дам. Проблема половой дискриминации в сфере трудовых взаимоотношений, к сожалению, существует. И хотя с тех пор, когда мужчина охотился на мамонтов, а женщина поддерживала огонь семейного очага, прошло довольно много времени, первобытные понятия о представительнице слабого пола как о плохом добытчике все еще живы.
Если объективно взглянуть на ситуацию, то нетрудно заметить весьма типичную картину. К ошибкам, допущенным работником-мужчиной, принято относиться более снисходительно. В случае когда он показывает свой непрофессионализм и полную несостоятельность как специалиста, окружающие делают выводы исключительно о нем самом. Если же речь идет о даме, то обычно говорят что-то вроде: «Ну что еще ожидать от женщины?!» И, наоборот, даже если она проявит себя безупречным работником и настоящим знатоком своего дела, скорее всего это воспримут с некоторым удивлением: «Даже странно, что женщина так хорошо работает!»
Существуют традиционно женские и универсальные специальности. Понимая, что более 50?% соискателей — дамы, работодатели отдают им положенные вакансии. Однако, если есть возможность выбирать, многие стремятся получить сотрудника-мужчину, надеясь таким образом избежать массы трудностей. Потому что в их представлении работница олицетворяет собой сплошные проблемы, и основные — декретный отпуск и больничные по уходу за ребенком. Сложилось убеждение, что женщина озабочена только семейными делами, постоянно о них думает, и поэтому отвлекается от служебных обязанностей. Но справедливо это далеко не всегда. Более того, рассеянность и неумение сосредоточиться характерны и для определенной части представителей сильного пола. Все зависит исключительно от индивидуальных особенностей конкретного человека.
Многие считают женщин и менее трудоспособными, нежели мужчины, что верно лишь тогда, когда речь идет о тяжелом физическом труде, а вовсе не о работе в офисе. Однако даму, поднимающуюся по служебной лестнице, все равно представляют эдакой железной леди, отказавшейся от личной жизни, семьи и полностью посвятившей себя работе. А значит, тем, кто пытается совместить семью и карьеру, приходится искать выход из ситуации.
Один из вариантов — трудоустройство в те сферы, в которых наблюдается постоянный дефицит сотрудников, и в первую очередь в государственные учреждения. Там любую соискательницу принимают с распростертыми объятиями, без оглядки на то, что она, возможно, скоро захочет стать мамой и покинет свою должность. Более того, в подобных организациях строго соблюдают законодательство, в том числе и в отношении женщин, как имеющих детей, так и беременных. Это и причитающиеся денежные выплаты, и гарантированное место работы по окончании отпуска по уходу за ребенком, и обеспечение всех социальных льгот. К сожалению, у данной работы существует один, но весьма существенный минус — очень маленькая зарплата.
В случае если хочется получать оплату, адекватную затрачиваемым усилиям, и накапливать опыт, позволяющий сделать карьеру, работу приходится искать отнюдь не в государственных структурах. А в таких местах трудовое законодательство порой просто игнорируют, выполняют частично или лишь создают видимость его соблюдения. Бывает и так, что наниматель сам выбирает, какие пункты Трудового кодекса он будет применять, а какие — нет. Данная практика, действующая почти повсеместно, делает работников, особенно женщин, в большинстве своем абсолютно бесправными.
Однако что же получается, если посмотреть на ситуацию глазами нанимателя? Принимая на работу сотрудницу, которая в самый ответственный момент может «порадовать» новостью о своем скором уходе в декретный отпуск, он идет на определенный риск. И, разумеется, каждая компания свои риски стремится минимизировать, то есть не брать в штат женщин «опасного» возраста или по крайней мере каким-то образом подстраховаться, когда выхода не остается. Ведь на определенную категорию специальностей никто другой, кроме молодых женщин, просто не подходит, да и не претендует. Скажем, секретариат, некоторые менеджерские позиции, розничная торговля и другие подобные вакансии вряд ли можно «закрыть» мужчинами. И наученные горьким опытом руководители идут на различные хитрости. Так, воспользовавшись уязвимостью позиций молодой женщины в момент, когда она уже потеряла бдительность, полагая, что принята на работу, поставить дополнительные условия. Например, либо она не будет подписывать трудовой договор и иные документы, позволяющие требовать защиты своих прав, в том числе и в суде, либо каким-то образом откажется от льгот, положенных женщинам по трудовому законодательству. Реже прибегают к совсем уж суровым мерам, когда будущей сотруднице предлагают подписать документы, согласно которым она обязуется не заводить детей в течение определенного срока под угрозой штрафа.
Отдельные организации находят компромиссные выходы из ситуации. Например, имеют в штатном расписании несколько не очень престижных должностей, на которые могут переместить сотрудницу в положении. Ее не лишают работы, и за ней закреплено данное место, но, тем не менее, ее статус и зарплату понижают.
Еще один довольно жесткий инструмент — создание таких условий, при которых женщина сама не заинтересована в уходе, потому что временный перерыв в работе лишит ее всех привилегий, полагающихся лишь сотрудникам с непрерывным трудовым стажем в данной компании. Она оказывается втянутой в гонку за новыми прибавками к зарплате и повышениями. Такой способ мотивации сложно назвать цивилизованным, потому что необходимо учитывать вполне естественное желание женщины создать семью. Более того, порой подобную систему строят на вере в довольно призрачные перспективы. При этом руководство умышленно вводит сотрудниц в заблуждение, обещая им скорые и значительные изменения в карьере, а для поддержания доверия время от времени подбрасывает премии и бонусы.
Данные методы явно нельзя считать гуманными, однако наниматели пытаются оправдать себя тем, что затрачивают деньги на поиск персонала, его адаптацию, обучение и т. п. И, разумеется, им не хочется каждые полгода начинать все сначала, тем более порой от конкретного человека довольно многое зависит. Скажем, если речь идет об администраторе на ресепшене, которая отвечает на звонки, общается с клиентами, информирует о стоимости товаров или услуг и порядке их предоставления, координирует деятельность других сотрудников и так далее, то найти ей равноценную замену действительно непросто. К тому же новичка всегда приходится подробно инструктировать, ждать, пока он ознакомится со всем ассортиментом предложений, а в это время фирма теряет клиентов. Таким образом, слишком частая смена персонала может привести к серьезным проблемам. Но есть женщины, перешагивающие через интересы компании, считая, что с ними поступают несправедливо. Они заведомо дезинформируют руководство, до последнего момента не сообщая о своей беременности, тем самым не давая возможности подготовить резервного специалиста. Работодатели отвечают ужесточением мер, и такие взаимоотношения выливаются в настоящую партизанскую войну.
Выходит, для получения желаемой должности при трудоустройстве необходимо уверять нанимателя, что детей у вас нет и никогда не будет, что вы яростная противница семьи и готовы круглосуточно находиться на работе? Единственный ли это выход?
Вовсе нет. Существует и иной взгляд на проблему. Хорошие специалисты всегда востребованы, и если уровень профессиональной подготовки достаточно высок, то следует искать работу в тех организациях, где руководство по-настоящему заботится о сотрудниках.
В крупных компаниях с устоявшейся корпоративной системой ценностей, практикующих патернализм, на проблему беременности смотрят проще. Стараясь соблюдать трудовое законодательство, сотрудницу отпускают в декрет и, как только та изъявляет желание вернуться (а для многих этот срок не так уж велик), с удовольствием восстанавливают ее на прежнем месте. Чем же мотивирована такая «доброта»? На самом деле все объясняется просто: подобное отношение к работающим женщинам для компании не убыточно, а, наоборот, очень выгодно. Сотрудница, уверенная в том, что за ней закреплено прежнее место, заинтересована в работе. В течение всего вынужденного отсутствия она будет поддерживать свои профессиональные навыки: читать тематическую литературу, общаться с прежними коллегами, стараться не «потерять форму». Поэтому, вернувшись, она быстро войдет в курс дела и станет трудиться особенно старательно. Разумеется, ее лояльность будет достаточно высокой. Соблюдение трудового законодательства, особенно в отношении наиболее уязвимой части коллектива, в целом позитивно влияет на психологический настрой всего персонала. Повышаются мотивация, общая лояльность, снижается текучка, а следовательно, уменьшаются и издержки на восполнение кадрового состава, так как все хотят работать в стабильной и заботящейся о своих сотрудниках компании.
Конечно, чтобы попасть в такую организацию, необходимо пройти серьезный отбор и показать себя настоящим профессионалом, ведь фирма заинтересована в стимулировании и удержании только очень хорошего, надежного и весьма производительного специалиста.
Таким образом, получается, что у женщины есть три способа трудоустройства: государственная работа за небольшую зарплату, но с получением всех необходимых льгот; полностью бесправное существование на фирме, где есть возможность заработать, но нет никаких гарантий; и сотрудничество с солидной компанией, которая заботится о своих сотрудниках.
И здесь все зависит от желания женщины развиваться профессионально, по-настоящему ответственно и взвешенно подходить к своей карьере. А это довольно серьезный выбор. Потому что, действительно, не так просто одновременно и работать, и заботиться о семье. Ведь если для уборки и стирки существует современная бытовая техника, а в приготовлении пищи выручают полуфабрикаты, то с детьми дело обстоит сложнее. Работающей женщине обязательно нужен помощник — тот, кто сможет проводить с детьми время в отсутствие родителей, ибо даже теоретически невозможно успеть все одновременно. Но если выбор сделан, то женщина должна понимать, что помимо выполнения основных обязанностей ей придется постоянно опровергать сложившийся стереотип, будто карьера — не дамское занятие.
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.