Матвей Ганапольский: «Я не могу конкурировать со всем миром!»
Звезда «Эха Москвы», журналист, режиссер и писатель Матвей Ганапольский недавно представил на суд читателей второе издание своего пособия для начинающих и продолжающих коллег под новым, скромным, названием «Самый лучший учебник журналистики». Мы поговорили с Матвеем Юрьевичем об общении, карьере и управлении, а также о том, как стать таким же уверенным и пробивным, как он.
– В вашей книге «Самый лучший учебник журналистики» есть интервью с десятью известными главными редакторами, в которых рассказывается, как они добились такого положения. Можно ли вычленить из этих текстов какие-то универсальные рецепты карьерного роста не только для журналистики, но и для других областей?
– Я выяснил интересную вещь благодаря этим интервью – судьба у этих главных редакторов самая разная, но есть и кое-что общее: в силу то ли везения, то ли божественного провидения, когда нужно было оказаться в нужном месте в нужное время, они оказывались именно там и именно тогда, когда требовалось.
Например, Виталий Коротич – человек, с которого начался гремевший на всю страну перестроечный «Огонек», до того, как стать главредом этого журнала, работал у себя на родине, на Украине, в журнале-аналоге «Иностранной литературы». Как-то ему позвонили из ЦК Украины и сказали, что Александр Николаевич Яковлев интересуется, кто может возглавить журнал в Москве. Когда Которич, немного обалдев, спросил, почему вдруг такого человека ищут в Киеве, ему сказали: потому что в Москве все одним лыком шиты, нужен независимый специалист.
Интересна история Константина Ремчукова, владельца и главного редактора «Независимой газеты» – это, как известно, кучерявенький дяденька, который часто говорит разные умные вещи, в том числе и на «Эхе Москвы». Когда я задал ему вопрос «откуда вы?», то у меня глаза на лоб полезли – человек окончил переводческий факультет, потом преподавал в США, работал в Японии, изучал бизнес по-японски, а потом ему захотелось иметь свою газету. И теперь у него своя газета, и кудри его вылезают, потому что руководить газетой – непростое дело.
Когда мы думаем, что к успеху приводит строго определенный путь, мы ошибаемся. Да, из американских фильмов мы узнаем, что если ты учишься в Гарварде, то шефы разных крутых фирм сами будут тебя находить. Возможно, там так и происходит, а у нас… черт знает как, по большому счету. Всегда по-разному. И, конечно, это касается не только журналистики.
– Один из вопросов в ваших интервью был посвящен стилям руководства этих главных редакторов. Узнали ли вы что-то новое из ответов ваших визави? Какие подходы к управлению людьми и проектами сейчас особенно эффективны?
– Любой человек, который был хоть на копейку начальником, знает, что руководить довольно сложно. Оказалось, что все эти редакторы очень по-разному руководят. Например, Виктор Лошак, который сейчас рулит «Огоньком» предпочитает довольно жесткую манеру, у него в издании своеобразная «путинская вертикаль». То, что рассказал молодой Филипп Дзядко, главный редактор потрясающего журнала «Большой Город», меня вообще поразило! Он сказал, что руководит, как бы не руководя, и сдает в аренду пространство журнала, на заполнение которого он объявляет своеобразный кастинг. Или, например, Маргарита Симонян, главный редактор огромного консорциума «Russia Today» – хрупкая девушка, способная справляться с невообразимым штатом журналистов…В общем, я думаю, что любому руководителю будет полезно почитать эти интервью в моей книге.
– Не секрет, что для успеха практически в любой сфере деятельности необходимо уметь общаться. Как этому учиться?
– Как научиться общаться… хороший вопрос! А как научиться ходить? Ходить! А как научиться плавать? Плавать! Так же и общаться – мы учимся, только общаясь с живыми людьми. Подчеркиваю – с живыми, а не с виртуальными «френдами». Ведь в Интернете есть такой эффект – ты всегда можешь уклониться от ответа, обойти острые углы, которых полно в реальной жизни. А что такое реальная жизнь? Это когда ты вышел на улицу, и тебя обхамили в метро. Искусственно создавая для себя безопасную среду в социальной сети, ты становишься чем-то похож на конфетку в бонбоньерке...
– То есть ваше отношение к социальным сетям скорее негативное?
– Не совсем. Социальная сеть – это технология. Возьмем электричество: может лампочка гореть, а может – и током ударить. Важно не потерять себя, не раствориться в этом виртуальном мире. Я еще глубоко в юности читал один фантастический роман – по-моему, Гарри Гаррисона. Там на некую планету прилетали космонавты и исчезали. Собрали экспедицию для того, чтобы выяснить, в чем дело. Оказалось, что на планете была вода, выпив которую, ты превращался в лошадку с серебристой гривой – то есть в местного. Вот и социальные сети, виртуальность – также нас меняют.
Сам я пользуюсь «Твиттером», у меня там порядка 34 тысяч подписчиков. Конечно, мне далеко до 18 миллионов Леди Гаги, но это все равно помогающий мне инструмент. Однако бывают вещи, которые просто бесят! Например, когда мои дети, вернувшись домой, первым делом бегут не со мной поздороваться, а что-то там проверить в компьютере… Один мой друг говорит, что «это конкуренция», но я же не могу конкурировать со всем миром! Иногда мне кажется, что сами эти технологии нами манипулируют – не люди через технологию, а технология сама по себе. В общем, мы только начинаем разбираться в том, как этой виртуальностью пользоваться так, чтобы, подобно умелому серферу, уверенно держаться на информационной волне и не тонуть.
– Кстати, о манипуляции. Какое место в умении эффективно общаться занимает манипулирование?
– Все мы манипулируем друг другом, пытаясь перевербовать человека на свою сторону, так что манипуляции – это неизбежно. А политики вообще практически только этим и занимаются. Кстати, есть такой миф в журналистике: мол, такой-то ведущий потрясающе раскрыл гостя. Да ерунда все это! Гостя раскрыть невозможно. Он приходит, зная, какие качества он хочет продемонстрировать, он профессионально это показывает и все, как его можно раскрыть? Задача журналиста – не раскрывать гостя, а показать его в собственном соку. Журналист – не врач-психотерапевт.
– Как оценить свои успехи в сфере общения?
– Существует масса критериев. Для человека публичной профессии – это, например, умение по-настоящему думать во время беседы. Смотрите вы, например, на Владимира Владимировича Познера и видите, что он спокоен, расслаблен, что он не просто ждет своей очереди сказать что-то во время интервью, а думает – а это достижение для журналиста. Сколько вы видели ужасных корреспондентов, которые кусают губы и потеют! Вам может прийти в голову, что журналист боится гостя, а он вовсе не гостя боится, а камеры. Это темное окошечко с красным глазом и оператором со скрытым лицом – довольно страшная вещь.
– Вы производите впечатление человека напористого и уверенного в себе. Всегда ли вы обладали этими качествами или каким-то образом развивали их?
– Даже не знаю… просто я провинциал. Я из Малороссии, из Украины. Я всегда прекрасно понимал, что никто нигде никого не ждет, и поэтому надо пробиваться. Мне многого хотелось – хотелось попасть в Москву, потому что жизнь в Киеве была глухая и неинтересная в советские времена. Потом мне хотелось общаться с интересными людьми. Потом я загорелся радио и стал работать на радио. Потом мне захотелось делать телепередачи. Потом писать книжки. Таким образом, я и стал тем, кем являюсь. Конечно, я в своей жизни сделал несколько смелых решительных шагов. Когда я их делал, я потел, мне было страшно, и я думал, что умру. Но я их делал. Ну, например, ехать ли в провинцию и быть там человеком номер один, имея столичное образование, или оставаться здесь и быть две тысячи двести двадцать пятым?
Знаете, «каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу». Моя жизнь сложилась так, как сложилась, но я с преклонением смотрю на людей, которые достигли еще большего. Скажем, на Сергея Брина, который приехал в Америку и основал Google. На Евгения Касперского, который создал свою империю. Дело не в том, что это признанные бизнесмены – это люди, сделавшие гигантские шаги благодаря уму, таланту и смелости, конечно. Смелость города берет, но как найти эту смелость в себе?.. Иногда это получается, иногда нет, но надо стараться.
Ян Муравьев-Апостол (материал подготовлен на основе встречи с читателями в Московском доме книги)
Комментарии: Добавить комментарий
По правде автор раскрыл Матвея Ганапольского, я думал, что он уже давно сошел с ума, еще когда его можно было увидеть на программах авторского телевидения, и потом на "Эхе" впечатление только усиливалось, ну судя по его радиопередачам. А в интервью такой здравый, умный человек нарисовался. Не понимаю, это он хотел так подать себя автору, или автор подал его "в собственном соку"?
Когда я его опрашивал, он нервно пил воду и странно улыбался. А я сидел с диктофоном и думал "бежать, бежать"...
Очень хорошее получилось интервью.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.