Реставрация картин Анатолия Зверева: эпоха художественного возрождения.
В центре Москвы, закрытый от взоров москвичей огромными многоэтажками
находится домик Антона Павловича Чехова. Именно в нём в наши дни трудятся
реставраторы.
Поднимемся на второй этаж по металлическим ступенькам, по которым ходил ещё сам
Антон Павлович.
Сейчас здесь заканчиваются последние работы по подготовке картин великого
художника Анатолия Зверева.
Автопортрет художника.
Дело в том, что значительную часть произведений этого художника постигла
страшная участь - они попали в огонь. История была полная драмы: Анатолий
Зверев просил разрешения у тогдашней власти выехать из Советского Союза в
Грецию. Он уже тогда был известным экспрессионистом, стоял в одном ряду с
Пикассо, ему было сложно жить в той системе - он завидовал хамелеонам способным
менять свой цвет. Сам он не мог этого делать и поэтому не умел притворяться. И,
как гласит молва, ему поставили ультиматум, что выпустим из СССР только в том
случае, если ты отдашь государству 80% своих работ. Художнику пришлось пойти на
эту сделку с властью. И вот незадолго до отъезда, в 1976 году, на даче
известного ценителя искусства Георгия Костаки, в Баковке, где и лежали
предназначавшиеся государству работы художника, происходит пожар. На пожар
приехали две пожарные машины без воды и четыре машины КГБ - художника стали
подозревать, что он сам сжёг свои картины, чтобы они не достались
государству.
Георгий Костаки.
В итоге посчитали, что все работы бывшие в том доме погибли. Государство
отобрало у Зверева другие работы и отправило их в Третьяковку, где они
находятся и по сей день. И лишь спустя много лет стало известно, что часть
работ художника не сгорела на даче, а лишь обгорела в огне.
Хотя это легко сказать - обгорела. Работы были подвержены огню, а затем поапали
под воду из брандспойтов, таким образом пройдя огонь и воду. В итоге они все
слиплись. Друг от друга бумагу отделять было нельзя, иначе она бы просто
рассыпалась. Тогда Наталья Костаки, дочь коллекционера, стала пытаться спасти
их, наклеивая на каждую картину тонкий лист специальной бумаги, проводя так
называемое дублирование, и уже наклеенную при помощи растительных клеёв картину
отделяла от остальной стопы, таким образом спасая изображение.
Примерно так, как это показывает реставратор.
При подготовке картин к выставке было принято решение не восстанавливать
погоревшие края картин, поскольку если демонстрировать картины обожжёнными, то
это будет лучше характеризовать судьбу картин и художника их написавшего. Более
того, было принято решение даже подчеркнуть обгоревшие края. Для этого все
работы, наклеив на специальную бумагу, обрезали маникюрными ножницами по
подложке, так чтобы новая белая бумага на 1 миллиметр выглядывала из-под
обгоревших шедевров, усиливая восприятие обожжённых работ.
Кстати, рядом автограф художника.
Анатолий Зверев был художником-моменталистом - он писал очень много работ,
иногда по несколько в день, используя для этого самые разные средства: окурки,
пепел, свеклу и много другого. Когда ему говорили, что это не используют для
письма картин, он отвечал, что "всё что лишнее само отвалится". Таким образом,
если что-то не отваливается в картины, это пригодно для того, чтобы её
писать.
Снаружи обычная работа.
А теперь обратите внимание на белые пятнышки рассыпанные по картине. Это
соль.
Вообще, художник писал свои работы, часто не используя нужные технологии, не
подготавливая соответствующим образом холст, не на нужной бумаге, поэтому его
работы восстанавливать ещё сложнее, чем многих других художников. К слову, по
последним тенденциям реставрации не используют слово "восстановление", а
используют понятие "консервация", то есть задача реставратора законсервировать
работу на данном этапе жизни произведения, чтобы оно как можно дольше
сохранялась в находящемся состоянии.
Вернёмся к Анатолию Звереву. Некоторые свои картины он писал используя очень
много краски. Вот пейзаж "Деревья".
Он тоже очень сильно обгорел и это притом, что вес картины из-за большого
количества краски достаточно велик.
В итоге с обратной стороны, на подложку устанавливаются специальные крепления
держущие работу, дабы она под собственной массой не отошла от подложки.
Раскрою небольшую тайну. На самом деле реставраторы не любят перчатки и редко
работают в них. В перчатках руки потеют и теряют чувствительность. Поэтому
реставраторы используют другой метод: просто обтирают руки спиртом и начинают
работать. Так гораздо удобнее и производительнее труд. А перчатки одеваются
иногда специально для прессы, камер и пр. чтобы была более внушительная
картинка, дескать "вот какой шедевр, что даже руками трогать нельзя":)
Но вернёмся к Анатолию Звереву. После пожара из-за огня, воды, отсутствия
основы, его работы стали подвергаться короблению, трещинам. Вот почему их
состояние даже сейчас весьма далеко от идеала. Чтобы показать работы на
выставках из США (у нас такие не производят) будут привезены специальные
матовые, не бликующие, не притягивающие пыль стёкла. Но даже такое уникальное
стекло не должно будет дотрагиваться до лицевой части изображения, дабы не
повредить ему - оно будет находиться в нескольких миллиметрах над лицевой
частью картины, таким образом, изображение внутри этого стекла будет как-бы
парить в воздухе. Всё это будет делаться для сохранения шедевров.
Всего было спасено около 200 обгоревших работ.
Из-за того, что художник был моменталист и количество оставленных им работ
достаточно велико, в мире существует огромное число подделок под Зверева,
поэтому коллекционеры при покупке должны быть особенно осторожны.
В искусстве при определении подлинности картины часто основываются на двух
документах: атрибуции и провенансе.
Атрибуция это заключение специалиста, который смотрит, изучает картину,
проводит анализы и затем, допустим, говорит "Да, это Шагал". Вот в случае со
Зверевым атрибуция имеет крайне малую ценность. Дело в том, что художник
использовал настолько разные стили, техники (если, конечно, способы его письма
вообще можно охарактеризовать каким-то стилем или техникой), написал настолько
много совершенно разных работ, вплоть до того, что ставил разные автографы (а
то и не ставил), что что-то там знать и пытаться определять практически
невозможно.
И вот в случае со Зверевым определить подлинность можно лишь при помощи
провенанса - истории владения той или иной его картиной. То есть, если
упрощённо, то, допустим, написал Зверев картину в 70-м году, её купил у него
Иванов и владел ею до 90 года, затем он продал её Петрову и тот владел ею до
2000 года, в 2000-м году Петров продал её Сидорову и вот сейчас Сидоров ею
владеет и хочет продать вам. Вот бумага на которой отражены все владельцы и
которая является неотъемлимой частью произведения и называется провенанс.
Петух - красивая птица и одновременно символ огня. И вот в огне Петух работы
Зверева утратил самую красивую свою часть - хвост. Но остался жив.
Вот такой это был удивительной судьбы художник и такое великолепное наследство
он, можно сказать, чудом нам оставил. И какой далеко не меньший труд был
проведён многими людьми, чтобы эти шедевры могли снова оказаться перед взором
широкой публики.
Так что обязательно приходите на выставку произведений Анатолия Зверева "Зверев
в огне", которая откроется 14 июня 2012 года в Выставочном зале "Новый Манеж",
в Георгиевском переулке, города Москвы. Здесь вы сможете увидеть огромный пласт
творчества Зверева, многое из которого ещё никогда не показывалось широкой
публике. И смотря эти картины, вы будете знать ту историю, что их окружает и ту
драматическую судьбу, которую они пережили.
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.