Намедни по приглашению civil_disput принял участие во
встрече блогеров посвящённой обсуждению состояния культуры в нашей
стране.
Здесь я постараюсь отразить всё то, что я услышал. Курсивом в посту будут
отмечены мои собственные мысли по поднимаемым вопросам, как я понимаю тот или
иной момент, что я думаю по поднимаемому вопросу.
На сегодняшний день люди перестали доверять. Доверять всему: другим людям,
чиновникам, различного рода лидерам.
Сейчас в России огромное обилие культурных проектов. Проблема в том, что у
каждого из этих проектов почти нет сторонников. Все знают как жить и учат этому
других. Но сторонников у них зачастую пара человек (возможно, мать и жена). Нет
ни одного проекта, который бы касался широких масс.
В стране нет культурного единства.
На сегодняшний день, даже если принять мысль, что наша культура ещё жива,
нет такого понятия, как "российская культура", то есть, культура всех жителей
нашей страны. Есть русская культура, есть культура Кавказа, есть культуры
других народов, есть культура мигрантов, но единой культуры у нас сейчас нет.
Возможно, я зашёл в этих мыслях слишком далеко, поскольку далее будет
подниматься вопрос, а есть ли у нас сейчас хоть какая-то культура.
Министерство культуры сейчас превратилось в министерство музеев и театров.
Министерство культуры не оказывает сейчас никакого влияния на рядового мужика
играющего в домино на скамейке, никак не идёт в народ.
Вспомните замечательный фильм "Берегись автомобиля", как там в Народном
театре сливались два коллектива, где были страховщики и милиция. Можно
говорить, что всё это было на невысоком художественном уровне, самодеятельно,
народ туда сгоняли из-под палки, понятно, что Ермолова не стоявшая у станка
играла бы лучше, но факт остаётся фактом: при СССР государство заботилось о
культурном состоянии граждан: на производствах организовывались театры,
самодеятельные кружки, люди занимались там, потом ставили концерт или
спектакль, который смотрели их же коллеги по работе, соседи по району и таким
образом культура шла в народ. Понятно, что сейчас уже подобные методы в
большинстве своём невозможны (если только сгонять в театр врачей, учителей,
милицию и прочих бюджетников), но ведь на то чиновники из Минкульта и получают
зарплату, чтобы придумывать что-то новое, соответствующее эпохе. Почему,
допустим, огромное количество театров стоят полупустые, почему бы билеты на них
не распределять на офисы фирм, частные предприятия, почему руководству не
объяснить, что корпоративный отдых это не только, когда выезжаешь всем офисом
кататься на теплоходе или на корпоратив, но и когда всем офисом идёшь, допустим
в галерею или театр.
Сегодня ничего этого нет. С культурой сегодня обыватель чаще всего
сталкивается, когда включает радиоприёмник и слушает оттуда какой-нибудь
очередной хит (не будем обсуждать уровень этой культуры, просто обозначим сам
факт). Всё, не более того. Больше культура никак на рядового мужика не влияет и
вероятность какого-нибудь Васи с бутылкой пива с городской окраины пересечься с
картинами, допустим, Шагала, практически равна нулю.
Есть и народная культура. То, что раньше называли "живым творчеством масс". Но
по вышеозначенным причинам, уровень народной культуры стремительно уходит вниз
и всё больше напоминает не образцы культуры, а образцы бескультурья.
У нас сейчас нет ни одного учебника по культурным законам. Культуре никого не
обучают: когда в том или ином ВУЗе получают специальность, то никто не получает
знания в виде культуры данной специальности. Чиновники не изучают что такое
культура чиновника, менеджер не изучает, что такое культура менеджера,
полицейский не изучает, что такое культура полицейского, нет учебника по
культуре врача и так далее. Список можно бесконечно продолжать.
Нет учебника "нового домостроя", то есть учебника, который бы расписывал, как
должно поступать дома и в социуме и как не должно.
В теории культуры идёт два спора между Вебером и Марксом. Первый считал, что
первична культура, а затем уже начинается деятельность, второй считал, что
первична деятельность, а затем уже начинается культура. Большинство
придерживаются теории Маркса. В тоже время теория Вебера имеет право на
существование, поскольку, как считают его сторонники, не могло быть никакой
коллективной деятельности, без изначально возникшей культуры.
К слову, весьма известно явление, как трудности перевода Маркса. Труды Маркса и
Энгельса переводило столько разных людей, на такое количество разных языков и с
такой разной интерпретацией сказанного, что во многих книгах Карлу Марксу стали
приписывать слова и мысли, которых он никогда в жизни не говорил.
Культура постоянно меняется, она всегда рядом. Допустим, в последние годы
возникло явление, что люди в метро не хотят проходить внутрь вагона, они
становятся на площадке перед дверьми, даже когда им не надо выходить на
следующей станции. В результате у дверей вагон забит, а внутри он полупустой.
Что это за культурное явление? С чем оно связано? Что надо сделать, чтобы
избавиться от него?
К сожалению это сейчас никто не изучает. Министерство культуры абсолютно
деградировало и ушло из реальной жизни, превратившись в Министерство музеев и
театров, как уже здесь упоминалось.
В современной науке абсолютно недооценена Праксиология - наука о человеческой
деятельности, о реализации человеческих ценностей, основанная Людвиг фон
Мизесом. Если бы этой науке уделялось больше бы внимания, то она могла бы дать
не только фундаментальную пользу в изучении человека, но и чисто практическую
вплоть до увеличения прибыли компаний, большую эффективность работы и
взаимодействия кадров.
Невнимание руководителей компаний к управлению людьми приводит к тому, что
коллектив среднестатистической фирмы в России не объединяет ничего, кроме
получения наживы. Из-за этого возникает, так называемый агентский конфликт,
когда каждый начинает работать на себя. Всё это кардинальным образом влияет на
снижение доходности, поскольку в коллективе с агентским конфликтом, начинается
увод клиентов, откаты, коррупция.
Аналог этому был придуман давно: культурное коллективное управление. Бюджет
таких компаний увеличивается до 30%, успех не заставляет себя ждать. Самая
известная компания в мире с культурным коллективным управлением это Southwest
Airlines - авиакомпания номер 1 в мире по количеству перевезённых
пассажиров.
Что такое культурное коллективное управление? На эту тему за рубежом
написаны тома толстых книг (у нас - ни одной), поэтому сказать в двух фразах
будет весьма сложно, но я попробую.
Стимуляция добросовестного труда, увеличением дохода сотрудника и его
значимости для компании.
Простой пример: часто в голливудских фильмах мы слышим, как владелец компании
говорит сотруднику "закроешь эту важную сделку - станешь партнёром", то есть
получишь часть акций компании, превратившись в одного из её владельцев. Так
осуществляется стимуляция сотрудника работать не на наживу для себя, а на
прибыль для компании. Точно так же, если сотрудник где-то хоть раз сильно
проштрафился, допустим, взял откат, то его карьере конец. А теперь вопрос:
Часто ли у нас вы слышите от своего руководства фразу "станешь партнёром"?
Думаю, ответ риторический, поскольку у нас даже владелец так же заточен не на
прибыль компании, а на наживу для себя и, как следствие, максимальному отнятию
дохода своих собственных подчинённых. Но, разумеется, самый неэффективный
персонал, разумеется, у государства - чиновник понимает, что он сидит только за
копеечную формальную зарплату, его в любой момент могут вышвырнуть за дверь,
его мнение никого в компании под названием "Государство Россия" не интересует и
поэтому единственное, что он может сделать это максимально обогатиться за
короткий срок используя выгоду занимаемого положения.
Поощрение акциями на примере руководства компании Yahoo при прёме на работу
Кэрол Бартц:
Зарплата $1млн/год
Бонусы $2млн/год
Опцион на акции стоимостью $5млн.(это акции, которые сохраняются за сотрудником
пока он работает в компании - чем дольше он работает, тем выше их стоимость,
получить их сразу и продать он не может - только по прошествии оговорённого
времени).
Акции на $8млн. в виде гранта, проще говоря, для поддержки (хотелось написать
"штанов", но понял, что при таких суммах это неуместно).
Компенсация $10млн. для оплаты издержек связанных с увольнением с предыдущего
места работы и переходом на новую.
И $150тыс. (да-да, уже тысяч) на оплату труда юристов, которые оформляли ей
этот переход.
Всё это оплатила Yahoo при приёме на работу столь ценного руководящего
кадра.
Теперь обратите внимание насколько ничтожная в общей сложности и для такого
руководителя зарплата была заявлена - чуть более 80 тыс.долл. в месяц, зато
бонусы превышают зарплату в два раза, опцион в 5 раз, акции в 8 раз. Вывод
прост: таким образом стимулируется работа на компанию, а не на самого себя.
Если сотрудник ничего не делает, то он получает лишь свою зарплату, не получает
бонусы, теряет деньги по акциям и не получает опцион; если сотрудник работает,
но "левачит" - берёт откаты или взятки, то он таким образом, тоже лишает
компанию прибыли, а следовательно лишает и себя в виде бонусов и акций. Более
того, все его негативные действия сказываются на стоимости акций компании и чем
должность такого сотрудника выше, тем сильнее влияние, в итоге получается, что
он ворует не только у себя, но и всего коллектива, у всех своих соседей по
офису, своих коллег и друзей. И эта система действует вне зависимости от
занимаемой должности сотрудником.
Нет, разумеется, эта система не исключает злоупотреблений, но она сводит их
вероятность к минимуму. Вот что значит коллективное культурное
управление.
Как видим на примере выше, понятие "культура" гораздо шире и практичнее, чем мы
привыкли это себе представлять. В ведущих экономиках мира это давно поняли, мы
- нет.
Вернёмся к более нам привычной теоретической культуре.
Одним из идентификаторов культуры в обществе является путь к спасению. Культура
это коллективный путь к спасению. Что важнее для человека: спасти себя или
спасти себя вместе с другими? Так вот Россия живёт сегодня исключительно по
первому варианту мышления - всем важно спасти самого себя. В этом плане
культура в России умерла. Сегодня надо уже спрашивать не какой путь у нашей
культуры, а удастся ли нам её возродить или культура в России умерла
окончательно.
При СССР была попытка создать коллективную идеологию, коллективную культуру. На
первых порах это удавалось, но потом появлявшиеся явления, такие как блат,
рвачество, желание сладкой жизни "как на Западе" убило её.
На Западе коллективная культура имеет место и куда более развита, чем у нас.
Притом, что у нас те кто хотел жить как на Западе, были одной из сил
разрушавших нашу коллективную культуру. Как известно, одним из лозунгов
протестантизма было то, что официальная церковь утратила благодать и теперь
надо надеяться только на себя. Но в итоге выяснилось, что именно в
протестантских странах коллективная культура обрела своё второе рождение.
Важная составляющая культуры - доверие людей друг другу, а это возможно только
при высоком уровне общей культуры. Если уровень культуры не позволяет доверять
друг другу то возникает потребность в арбитре, способном разрешать социальные
споры. Арбитр это диктатор. Таким образом высокий уровень культуры это путь к
демократии, низкий к диктатуре.
Вспомните многих диктаторов последнего времени. Каждый из них кричал, что
без него страна погрузится в хаос и анархию, что только пока он у власти,
разные племена и религиозные группы не поубивали друг друга. Затем, когда этих
диктаторов свергали, выяснялось, что не без проблем, но не стали племена резать
друг друга, не стали религиозные группы уничтожать друг друга. Конфликты есть,
но они решаются. Возможно, все эти арабские революции последнего времени и
произошли потому, что уровень культуры у местных народов поднялся до такого
уровня, что им оказался больше не нужен арбитр?
В любом случае, ни один диктатор не заинтересован в росте коллективной
культуры, понимая, что чем выше уровень этой культуры, тем меньше шансов у него
усидеть в своём кресле и в связи с этим прямой интерес диктатора, чтобы уровень
конфликтов из-за отсутствия коллективной культуры был высоким, дабы народ
чувствовал свою необходимость в арбитре, то есть в нём.
К слову, культура может быть создана искусственно и сравнительно быстро.
Таким образом её отсутствие у нас сейчас ещё раз наводит на мысль, что
кому-то это очень сильно не нужно.
Вот такая тема обсуждалась во время встречи. Помимо культуры участники встречи
обсуждали между собой ещё ряд интересных вопросов. Допустим, что происходит с
интеллигенцией: она исчезает или разрастается?
С одной стороны различного рода деятелей становится всё больше и они лезут изо
всех щелей в наши головы, с другой стороны, сколько среди них истинных
авторитетов? Много ли из них имеют основания считаться интеллигентами?
Обсуждались и различные политические события окружающие нас. К примеру ставился
вопрос может ли креативный класс считаться новым элементом рабочего класса?
Здесь мнения разделились: одни допускали, что вполне может, другие говорили,
что нет.
Обсуждался интересный феномен, связанный с активистами прокремлёвских движений
- многие из них придерживаются вполне левых социалистических идей, но на вопрос
почему тогда они поддерживают Путина, который левым никогда не был, они ответа
дать не могут.
От себя добавлю, многие представители прокремлёвских движений искренне считают,
что в Едре сидят жулики и воры, которые на нетрудовые доходы купили себе
особняки и мерседесы, но на вопрос, почему они тогда поддерживают Путина,
который опирается на эту партию, вразумительного ответа дать не могут.
С другой стороны было отмечено, что многие представители оппозиции выходят на
площадь так же с левыми лозунгами, причём настолько радикально левыми, что уже
уходящими в анархизм, вроде "Город народу".
То есть мы наблюдаем интересный феномен, когда и прокремлёвцы, и оппозиция
собираются по-сути под одними и теми же левыми лозунгами, но не те , ни другие,
в большинстве своём, в силу разных причин (молодости, отсутствии жизненного,
политического опыта и пр.) не осознают это продолжая считать себя запутинцами
или либералами. И, возможно, именно здесь кроется дальнейший политический путь
России, когда на горизонте появится политик с социал-демократическими
взглядами, который аккумулирует в себе обе силы и придёт к руководству
страной.
Мы живём в интересный момент истории - население Земли растёт, ресурсов
катастрофически не хватает. Подсчитано, чтобы, допустим, обеспечить Индию таким
же количеством машин как в США, не хватит всего металла Земли, то есть
очевидно, что никакого экономического развития большинства народов не будет,
постоянно будут бедные и богатые, число последних всё будет расти, ресурсов
будет всё меньше и всё движется к массовому противостоянию.
Если все люди мира захотят жить с таким достатком, как имеет средний гражданин
США, то на Земле должно быть не более 350 миллионов человек, а мы уже сейчас
приближаемся к 7 миллиардам.
red_ptero говорил о Фининтерне,
где 167 семейств управляют финансами всего мира и рекомендовал читать Никиту
Моисеева и его прогнозы в отношении будущего Земли.
Вот так и прошла наша встреча по обсуждению актуальных вопросов современного
мироздания.
Всем кто дочитал этот опус - спасибо!=)
-->
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Не культура влияет на судьбу России, а Россия постепенно уничтожает свою культуру, так же как и другие гуманитарные науки, благополучно заменяя их поездками на запад за культурой, где, слава богу ещё нас терпят: достаточно посмотреть, как ведут себя наши соотечественники за рубежом: стыд-позор! Судьба российской культуры предопределена и обречена...увы.))
Я, кстати, удивляюсь как нас оттуда ссаными тряпками ещё не гонят. Видимо, толерантность виновата.
О чем вы говорите? Культура - это система отношений на основе системы ценностей. Россия сейчас находится в ситуации отчуждения - распада всех систем отношений на всех уровнях, начиная с культуры и заканчивая личностью (личность - это тоже система отношений). Такое пережила когда-то предфашистская Германия (Кафка). Фашизм и есть естественная реакция природы на отчуждение, био-механическая замена культурному единству - http://ideo.ru/fascism.html Нам - не миновать...
У нас сейчас тоже фашизм крепнет. Так что не исключено, что история, к сожалению, повторится.
Ты что, кого куда сгоняли из-под палки? В народные театры? Умом что ли тронулись, у людей была и есть потребность в творческой самореализации, заниматься в народном театре это блин не цифровиком по выходным белочек в парке фотать, народные театры в советское время иной раз конкурировали с профессиональными. Был такой театр в Москве " На Юго-Западной", очень сильный.
Он и сейчас вполне себе существует этот театр.
Почему НЕ пригласили МЕНЯ?
ВСЁ о состоянии КУЛЬТУРЫ в нашем дуракоустойчивом обществе ЗДЕСЬ!!! Изучайте досконально! Открою для Вас даже закрытые статьи.
Фонд "НОЦО" http://fundnozo.ru
Спасибо! почитаю.
В целом культура - это метод общения стадного животного типа человек.
Не здря появилась "питерская вежливость". Как усреднение обычаев лимиты, которую приволок Петр намбэ ван . . .
Хорошая мысль.
Интернет обезличил культуру и сделал в виде бонуса,купил,продал,подари
Интернет причина? А до интернета мы были культурными прямо сильно?
Спасибо Вам что "увидел"комментарий!! Прошу прощения! Не понял Ваше мнение.Содержание предложений желает лучшего составления слов!!У Вас "разговорный" а не письменный.Скажу одно!!Культура это шедевр искусства и общения между людьми и народами.Подчёркивает бытность и стиль ведения дел в обычной жизни и в обиходе.Интернет хорош,но надо только "ограничить" его "собственную" свободу общения "электронными" мыслями.Культура должна быть бесплатной для всех,она не предназначена для купли,продажи,дарения.Куль
...и почему - то считаем сразу мировую экономику, как будто собрались всех накормить - напоить и сказку рассказать, пятнадцать - то республик не осилили, в отличие от Китая, а ведь могли бы! И культуру не утратили бы, если бы как надо, всё сделали, а теперь вот Премьер признал, что культура у нас завязана на имидже и авторитете, которых нет. В единственно живущей отрасли - торговле из - за непомерных налогов культуру как корова языком слизала, переходя от продавца - к покупателю, она совсем в конечном итоге сошла нанет: зайдите в любую торговую точку, принадлежащую ИП или ООО, и когда мы только перестанем играть в демократию, пора наводить порядок,- сказка про белого бычка. Скрученная дорожка, стоящая в переднем углу рядышком с книжной полкой, чёртики на стене, и пиджаки на спинках стульев - вот, что осталось от культуры...
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.