С Кулизой Абдыкадыровной мы познакомились в центре Алма-Аты, на приехавшей с
Северного Казахстана ярмарке.
В своё время Кулиза Абдыкадыровна ездила учиться в Иваново, у неё в этом городе
было много подруг. В последние годы Советского Союза Кулиза Койчубаева работала
в Госплане Казахской ССР тогда её руководителем был Нурсултан Назарбаев.
Впоследствии, когда страна обрела независимость, Назарбаев уже стал
руководителем нового государства.
Самый тяжёлый период в Казахстане был после распада СССР, когда независимая
Россия ввела у себя новые рубли - Казахстан остался фактически без денег.
Пенсию не платили по полгода, хотя сразу после распада СССР пенсия была 9000
тенге. Люди старались выкрутиться как могли дабы свести концы с концами. В
данный момент ситуация стабилизировалась, пенсии платят. Сейчас пенсия у
старушки 25000 тенге (около 5000 рублей).
За время существования СССР Кулиза Койчубаева получила три квартиры на всю
семью. К нынешнему моменту две из них она потеряла: первую квартиру она,
фактически, потеряла в годы лихолетья, когда для того, чтобы прожить она
продала одну из них. Но инфляция была такая, что через некоторое время тех
денег, что она выручила с продажи квартиры, хватало разве что только на покупку
хлеба.
Вторую квартиру она потеряла совсем недавно, в 2005 году. Связано это было с
долевым строительством. Для того, чтобы у сына была новая большая квартира, она
прописала его к себе и продав квартиру вложила все деньги в долю. В итоге дом
так и не построили, и деньги пропали.
Кулиза Абдыкадыровна не понимает, почему этой фирме везде разрешали
рекламироваться, почему её никто не проверил?
Затем после того, как деньги сгорели, государство вроде бы взялось помочь со
строительством. В итоге дом построили, но... квартиру в нём женщине так и не
дали. Говорят, чтобы ждали. Сейчас уже 7 лет, как Кулиза Абдыкадыровна ждёт
либо квартиру либо денег. Пока она не получила ни одного ни второго.
Я ответил, что когда мы были на днях в акимате нам замакима Алма-Аты
Сейдуманов, сказал, что якобы проблема дольщиков в городе решена. На что Кулиза
Койчубаева улыбнулась и ответила: "Ааа... он вам сказал..."
Тогда я вспомнив, как нам в акимате говорили, что жалеющих о жизни при СССР в
Алма-Ате всего 2-3%, спросил, действительно ли так оно и есть, на что мне
Кулиза Абдыкадыровна ответила: "Я не скажу за молодёжь, но я не знаю никого из
того поколения, кто помнит жизнь при СССР, кто считал бы, что сейчас живётся
лучше".
Сейчас, если хочется жить достойно в Казахстане, есть два пути: либо идти на
базар - торговать, либо, если есть связи, идти в добывающую отрасль. Больше
никакого источника дохода у казахстанцев нет. Все остальные отрасли не
функционируют. Если мальчик получает диплом инженера, то для того, чтобы ему
работать по специальности, ему надо покинуть Казахстан. Казахстан имеет общую
социальную болезнь с рядом стран бывшего СССР - народ либо очень богатый (таких
меньшинство), либо очень бедный. Среднего класса крайне мало.
На мой вопрос, как обстоит дело с политической жизнью, есть ли какие-то
альтернативы, оппозиция, ответ был такой, что: "Какая может быть оппозиция,
если за одно недовольное слово, студента сразу выгоняют из ВУЗа? Поэтому, если
хочешь получить высшее образование и спокойно жить или уехать, то надо
молчать".
В последнее время по Казахстану прокатилась волна убийств военных, лесников,
полиции (полиция после этих случаев стала патрулировать улицы стоя спиной друг
к другу). Поговаривают, что это дело рук террористов. В Казахстане террористов
не ловят - считается, что их надо только уничтожать, что собственно и делают. В
итоге нет судебных процессов, не озвучиваются все обстоятельства дела. И в то,
что эти люди террористы, остаётся верить только со слов силовиков. Кто они, что
они добивались, как это было на самом деле - большинство так и не узнают
никогда. Кулизе Койчубаевой жалко в этой необъявленной войне всех: и мальчиков
- убитых солдат, и мальчиков -"террористов" убивших их. Как могло случиться
так, что казахи стали убивать друг друга? Почему люди встают на этот путь?
Ответ на эти свои вопросы, женщина видит в тяжёлой жизни большинства казахов:
"В провинции разруха, школы закрываются, молодёжь не получает нужного стержня
для этой жизни, денег нет, бедность, в итоге молодёжь озлоблена. И если такому
парню показать 10000 долларов, что для него вообще является абстрактной суммой,
то ему будет казаться, что этих денег ему хватит до конца жизни и он пойдёт и
убьёт ради их получения. Опять же это наша вина, что всё это происходит и мне
жаль этих ребят".
На мой вопрос о национализме в Казахстане и об отношениях прежде всего русских
и казахов, Кулиза Койчубаева ответила, что в Казахстане национальный вопрос
практически не поднимается потому-что связи казахов и русских крепкие, сама
Кулиза Койчубаева училась в русской школе. Дети казахской элиты учатся в
русских школах из-за того, что там куда более качественное образование, поэтому
добрососедские отношения между казахами и русскими закладываются ещё с детства.
Другое дело, что проживающие в Казахстане уйгуры, узбеки, карлуки крайне
подвержены национализму. Улыбаясь, они при удобном случае могут воткнуть нож в
спину. С ними и возникали проблемы причём не только у русских, но и у самих
казахов. Что касается конфликта в Киргизии между киргизами и узбеками, то
очевидно, что эти силы кто-то направляет.
-Разумеется, что если мне какая-то русская сделает гадость - улыбается Кулиза
Абдыкадыровна, - какую-то, мерзость, то прям думаешь, что "убила бы сейчас эту
русскую!", но это обычные человеческие эмоции, по отношению к плохо тебе
сделавшим казахам они абсолютно такие же, как и к русским.
Старушке непонятно зачем Назарбаев отправляет миллионы тонн пшеницы в
Афганистан и Узбекистан, притом, что пшеница не выкупается у людей - её власть
"убеждает" отдать "на благое дело", как гуманитарную помощь. В итоге, когда
пшеницу отправляют вагонами в Узбекистан, казахи выращивавшие эту пшеницу
остаются на мели - никакой компенсации за неё они не получают. "Неужели в
Узбекистане не могут вырастить собственную пшеницу?!" - восклицает
бабушка.
Бабушка говорит, что мечтала бы жить в Германии - ей нравятся немецкий порядок,
дисциплина, люди (Кулиза Абдыкадыровна много общалась с немцами жившими при
СССР на территории Казахстана, сейчас в Казахстане немцев почти нет - все после
распада СССР уехали в Германию), немцы и мы всегда дружили и лишь в 20 веке
политики поссорили два народа. Но виноваты не народы - виноваты
властьпридержащие, заключает женщина.
В этот момент к бабушке подошла её знакомая, русская Мила Аркадьевна с которой
они пришли на рынок и настала пора прощаться с женщиной.
Так закончилось наше общение с бабушкой.
Постскриптум.
Справедливости ради надо отметить, что есть много моментов, показывающих, что,
возможно, в Казахстане всё не так уж и плохо - в Алма-Ате действительно есть и
дорогие машины и богато живущие люди. Казахи, допустим, сами не работают на
таких работах, как водитель маршрутки - все эти вакансии заняты киргизами.
Растут новые дома, открылось метро. Много казахстанцев учатся на платных местах
в российских вузах, где обучение очень не дёшево даже по московским меркам,
следовательно, есть некоторая часть людей с весьма неплохим достатком. Так что,
возможно, для какой-то части населения жизнь в Казахстане не является столь
грустной.
С другой стороны, есть очевидные проблемы у значительной части живущих в
Казахстане людей. Допустим, из-за борьбы с курением в СНГ, табачные компании
резко сократили количество и стоимость закупаемого в Казахстане табака (а
выращивание табака было в Казахстане одним из столпов экономики ещё с советских
времён), в итоге тысячи людей занятых на выращивании табака остались без
работы. В Казахстане снова процветает ишачный бизнес - у людей нет денег на
автомобиль и они снова стали закупать ишаков, возвращаясь фактически в
средневековье. То есть, говоря, известным штампом, Казахстан превратился в
страну контрастов, когда по дороге едущая по дороге роскошная иномарка обгоняет
влачащих жалкое существование и едущих в повозке на ишаке людей. И эту сторону
человеческой жизни Казахстана никто показывать миру разумеется не стремится.
Надеюсь, что этим постом, я приоткрыл хотя бы часть того занавеса, который
скрывает собой жизнь "рядового казахстанца" не вписавшегося в новые
экономические схемы.
-->
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.