Рейтинг@Mail.ru

    "-55 градусов по Цельсию" Геннадия Копосова.


    Фотография получившая 1-й приз в номинации Features 1964 года на World Press Photo. Один из самых "добрых" снимков - победителей этого "кровавого" конкурса. "Кровавым" конкурсом его прозвали отечественные репортёры ещё при СССР, поскольку и в те времена, и сейчас есть универсальный рецепт популярности на этом конкурсе - надо поехать куда-нибудь где произошло какое-нибудь несчастье (война, стихийное бедствие, трагедия) и наснимать, как можно больше человеческих слёз и горя. У кого это всё будет наиболее сильно щемить сердце зрителя, тот и победитель.

    Геннадий Копосов.


    "-55 градусов по Цельсию" снимок рождённый, можно сказать, искусственно, в лаборатории, собранный из разных частей. Первый кадр был с оленьим паровозом, второй с мальчиком в парке. Их напечатали на соседних страницах, друг над другом, а между ними текст. И вот когда Копосов взял в руки эти страницы, он согнул текст так, что одна фотография, с оленями, наложилась сверху на вторую, с мальчиком, и тут автора осенило. Дальнейшая работа была делом техники в котором значительную роль сыграла одна из лучших печатниц СССР Зина Анни - ведь именно при печати проводилась значительная часть обработки плёночного снимка в отличии от нашего цифрового времени, где функции печати стали чисто техническими - максимально точно перенести изображение с компьютера на бумагу.

    Два этих снимка: "Олений поезд" и "Мальчик" Копосов получил в разных условиях и ситуациях. Если "олений поезд" был вполне ожидаемым снимком: Копосов изначально занял нужную точку съёмки, на нужном расстоянии, ждал пока олени подойдут, то "мальчика" он снял случайно, "налету", просто проходя мимо, на один из последних кадров.

    Но прежде, чем шедевр таковым станет, предстояло решить ряд значительных проблем.
    Проблема первая: передавать фактуру снега или нет? Копосов принял решение достаточно быстро: никакой фактуры снега и грязи, которая на нём была, а только чистое белое поле. Ничто не должно отвлекать взгляд зрителя от героев и уж тем более раздражать его.

    Проблема вторая: что делать с деревьями на заднем плане, которые имели и странный оттенок, и давили на основных персонажей и выступали диссонансом линии оленей? Было принято решение убрать их наполовину. Зина Анни с этим прекрасно справилась и после того, как деревья получили "воздушность" и фон отодвинулся, снимок обрёл равновесие.

    Проблема третья: фотография мальчика. Из-за "моментальности" этого кадра он получился далёким от идеала: его лицо было освещено гораздо слабее, чем шапка и шарф, оно практически не просматривалось. Дабы это исправить, лицо печатали легче одежды, прикрывая бумагу при экспонировании чёрной маской.

    Проблема четвёртая: когда снимки были уже готовы, выяснилось, что они абсолютно разные по ряду технических характеристик. В частности, олени смотрятся гораздо контрастнее и сочнее мальчика, а по законам воздушной перспективы объекты сзади всегда менее контрастны, чем объекты спереди.
    И здесь снова работа Анни: лес и оленей пришлось не только недопечатывать, но и ослаблять раствором красной кровяной соли.

    И вот, наконец, всё готово, работа над снимками завершена. Две по отдельности фрагментарные, бесконфликтные, оторванные от обстановки фотографии, становятся единым целым, образуя совершенно новое видение изображённого на них. Анни в тысячный раз проходит по снимку колонковой кисточкой замазывая все недостатки. Копосов шутит, что "два негатива в два раза повышают шансы на успех". Но на этом трудности не заканчиваются.

    Проблема пятая: Копосов решает послать снимок на конкурс в Амстердам. Но правила конкурса категорически запрещают монтаж. Выставлять разрешается только то, что есть на негативе, но... Панорамы правилами конкурса разрешены! Никто не мешает фотографам выставлять собранные из нескольких кадров, как горизонтальные (к примеру, с пейзажами), так и вертикальные (к примеру, с высотными зданиями) панорамные снимки. И Копосов объявляет свой снимок "вертикальной панорамой"! А что, всё соответствует: два снимка вертикально склеены друг с другом. Вот так, на грани фола, Копосов проходит пункт правил конкурса о запрете на монтаж.

    Надо запомнить, что все правила существуют лишь для учеников. Ни один Мастер никогда в жизни не станет в линованной тетрадке писать вдоль линий - он всегда будет писать поперёк. Копосов точно так же пошёл против всех правил и покорил жюри, выдавшее ему первый приз.

    После конкурса юного Копосова сразу признали все мастодонты советской фотографии, первыми подходя и пожимая ему руку.


    Известие о своей победе на World Press Photo Копосов встретил у себя "дома" - в сарае, в московском районе Измайлово, на крыше которого были грядки с огурцами, а "окном" там называлась отодвигавшаяся в сторону доска. Жил он в Москве без прописки, поэтому останавливавшим его милиционерам говорил, что его в Москву прислали снять репортаж. К счастью, получилось так, что он выбрал своей темой в фотографии "Края Земли" и проводил почти всё своё время в Арктике, Средней Азии, Сибири, Антарктиде, и в Москве бывал крайне редко.

    История движется вперёд, скоро уже мало кто вспомнит о фотографиях, о которых несколько десятков лет назад говорил весь мир. Даже на том же сайте World Press Photo, если в поисковике набирать авторов из Советского Союза, то в результатах появится только снимок Антанаса Алишаускаса, а все остальные снимки в этой выдаче история уже не сохранила. К счастью, ряд изображений можно обнаружить с помощью других видов поисков, в частности, по именам. В общем судя по сайту премии, СССР там сейчас представлен всего одной фотографией... Тем важнее в такой ситуации сохранить память о нашем прошлом, и о его славных страницах, что я здесь и попытался сделать.

    Написано по материалам книги Льва Шерстенникова "Остались за кадром".

    -->


    Читать далее



    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.