В Чебоксарах, куда мы попали вместе с Эстафетой Олимпийского огня, движущей
силой которого является Volkswagen, в Национальном музее открылась выставка,
где представлены разного рода экспонаты, связанные с фотоискусством прошлого –
плёночной фотографией.
В детстве для меня плёночная фотография была связана с конкретным набором
действий: "снял-вынул плёнку-отнёс в лабораторию-получил фотки". В тёмных
комнатах при свете красного фонаря никогда не сидел, так что буду
комментировать происходящее в меру своих скромных знаний в этой области. Не
судите строго. =)
Сложно себе представить, но ещё в начале 2000-х, когда цифра только завоёвывала
себе место под солнцем, а компьютеры были далеко не у всех, придя как-то
сниматься на документы, я натолкнулся на такой же ящик. Тогда-то я последний
раз такой агрегат и увидел в деле. С тех пор при съёмке на документы встречаю
уже исключительно цифровики.
Советская среднеформатная камера 80-х годов разработки. Прошло всего около
30-ти лет, а она сейчас смотрится, как ископаемое.
Стенд стереофотографии.
Когда Владимир Путин выступает на каких-нибудь массовых мероприятиях, служба
безопасности у всех приходящих проверяет фототехнику: смотрит на просвет
объективы и заставляет сделать кадр, чтобы посмотреть, что фотоаппарат
работает. Один парень пришёл с плёночной ретро-камерой. Охрана просит снять
объектив и показать кадр. Он им объясняет, что объектив у этой камеры не
съёмный, и кадр они всё равно не увидят – там плёнка. Они просят открыть
фотоаппарат и показать, что внутри точно плёнка. Он им объясняет, что тогда она
засветится.
В итоге, чтобы разобраться с ситуацией, позвали старшего офицера. Тот вспомнил,
что да, были такие камеры, и велел пропустить парня без вскрытия его
фотоаппарата. Вот так сегодня даже кремлёвской охраной воспринимается плёночная
техника.
А вот и сама плёнка. Сейчас, задирая ИСО (светочувствительность камеры к свету)
насколько совесть позволяет, сложно себе представить, что раньше было всего три
любительских ИСО формата: 100 – "для улицы", 400 – "для помещения", 200 –
"универсальный". Чтобы понять, как на них снимать, попробуйте не ставить ИСО на
своей цифровой камере выше 400, где бы вы ни находились и в любое время суток.
Так что вспышка и штатив были обязательными атрибутами любого фотографа.
Имелись ещё всякие профессиональные форматы 800-1600 ИСО, но изображение на них
получалось жутким (и не надо баек про "кошерное" плёночное зерно).
Если вас раньше снимали в студии на крупный формат, то можно было попросить
негатив, чтобы потом ещё напечатать понравившиеся снимки. Я в детстве думал,
держа такие в руках, что это одна из разновидностей фотографии и гадал, зачем
так снимают.
Это что-то уж совсем старое.
Как-то в начале нулевых, когда поклонники плёнки ещё держали оборону, заявляя,
что цифра это не фотография, произошёл один забавный случай. Во время какого-то
важного подписания какого-то нужного государственного документа в зале
собралась толпа фотографов. Репортёры уже тогда почти все перешли на цифру, но
бастионы поклонников плёнки ещё продолжали стоять даже в этой среде.
И вот из-за кулис выходят официальные лица. Тут же все фотокоры защёлкали
"щёлк-щёлк-щёлк" серийной съёмкой своих цифровых камер.
Официальные лица сели за стол. Наступила пауза и вдруг в этой тишине раздался
звук "вжиииик". Вся толпа фотографов взорвалась смехом. Официальные лица не
могли понять, что же произошло, почему фотокоры смеются, ведь мероприятие-то
серьёзное.
А было вот что: когда делегации вышли из-за кулис, все фотокоры-цифровики стали
снимать их серией, и, поддавшись общему ажиотажу, один фотограф-плёночник тоже
сделал серию снимков. И вот, когда делегации сели за стол, у
фотографа-плёночника кончилась плёнка (он уже "отстрелял" свои 36 кадров), и
звук автоматической перемотки "вжиииик" выдал его с потрохами, что вызвало
бурное веселье в зале.
Говорят, что после такого позора, даже этот упёртый поклонник плёночной
фотографии сдался на милость победителя – цифровой фотографии.
Как-то раз в эпоху тотального дефицита в ЖЭКе в лотерею разыгрывали право
купить этот самый дефицит. Кому-то доставались чайники, кому-то – утюги. А нам
досталось право купить фотоаппарат "Зенит 122".
Мы его купили и продали – нам он был не нужен. У меня была "Смена 8М".
А вот купленный в 1993 году Полароид Спектра лежит у меня до сих пор. Вообще,
Полароиды, пришедшие к нам в 80-х, производили впечатления каких-то
супердостижений Запада – из них фотка готовая вылезает!!! Полароиды тут же
стали популярными среди поклонников любительской и семейной ню-фотографии,
потому-что лишний раз светиться, отдавая свои плёнки в лабораторию, не надо
было.
Раздел микрофотографии.
Фоторужьё. Крайне популярная вещь в 80-х.
Что меня всегда удивляло в аквабоксах, так это то, что часто они стоят дороже
самой камеры.
Оборудование для аэрофотосъёмки.
Аэрофотосъёмка Чебоксар 1926 года. Вот откуда взял идею Google!
Фотоувеличители. Был у нас один такой, "Упа", ни разу не воспользовались,
потому-что купили его аккурат к моменту развития сети фотолабораторий.
Это вам не кнопочки на клаве нажимать.
Знаменитые красные фонари.
Объективы для фотоувеличителя. От качества объектива не только камеры, но и
увеличителя, зависело итоговое качество снимка.
В углу стоит штатив. Это сейчас Кен Роквелл считает, что штатив в 99% случаев
абсолютно бесполезная для фотографа вещь с учётом работы камер на высоких ИСО,
качественном программном обеспечении подавляющем шумы, стабилизации объективов,
а тогда, при максимально смотрибельном ИСО 400, как вы помните, штатив был
просто необходим.
А вот об этих адских вещах я кое-что сказать могу. Как вы видите, из этих
вспышек идёт провод. На конце вилка, которую нужно вставлять в сеть. А вот
чтобы пользоваться такой вспышкой в мобильных условиях, нужно иметь батарейный
блок. Батарейный блок – это такой пластмассовый ящик, который фотограф должен
носить на плече, и внутрь этого блока вставлялось с десяток батареек, да не
мизинчиковых или пальчиковых, а размером с кулак. В итоге эта конструкция
весила несколько килограмм. В неё и вставлялась вилка от вспышки, и вспышкой
можно было пыхать в полевых условиях.
Я думаю, что всё это придумывали специально, чтобы сломать фотографу
позвоночник.
А помните ли вы, что в плёночную эпоху, каждый фотограф обязан был носить не
один-два, а целый набор фильтров? Для ламп накаливания, для ламп дневного света
и т.д. Иногда набор фильтров занимал целый деревянный ящик.
Вот такие древности на фотовыставке чебоксарских любителей фотографии мне
посчастливилось увидеть.
Ну, а наша поездка с Volkswagen по стране продолжается!
Всё самое интересное о
движении Олимпийского огня и конкурсы с памятными призами на сайте
contest.2014.vw.ru.
-->
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.