Побывав в Ижевске вместе с Volkswagen, я не мог не зайти в музей Мотоциклов
ИЖ. В своё время мотоциклы ИЖ были одними из самых распространённых в СССР и
носили звание "народного" мотоцикла. Мотоцикл имел очевидные преимущества перед
автомобилем: он был гораздо доступнее машины, намного дешевле, его
использование и обслуживание на селе оказывалось более удобным, чем легкового
автомобиля. Так, продукция ИЖмаша быстро завоёвывала рынок.
ИЖ-1 1929 года. Разумеется, изначально он предназначался для нужд армии.
ИЖ-7 1935 года. На этих мотоциклах в СССР совершён первый женский
мотопробег.
ИЖ-8 1938 года. Каждый мотоцикл, выходящий из цеха, проходил обкатку в реальных
дорожных условиях. Чтобы обкатать такое количество машин приходилось
мобилизовывать всех сотрудников завода. А сотрудники, ежедневно катаясь на
мотоциклах, становились такими профи, что завоёвывали чемпионские титулы на
соревнованиях. Так что "слесарь-чемпион-мастер спорта" было вполне реальным
сочетанием титулов.
ИЖ-9 1940 года. "Главное теперь – в людях, овладевших техникой".
ИЖ-12 1941 год. Первый мотоцикл ИЖ с четырёхтактным двигателем.
"Освоить мотоцикл – дело чести машиностроителя!"
ИЖ-350 1946 года.
ИЖ-49 1950 года. Первый серийный мотоцикл завода, с которым могла
использоваться коляска. Первый экспортный советский мотоцикл.
ИЖ-56 1956 года. Мотоцикл этой марки стал миллионным мотоциклом завода.
ИЖ-Юпитер 1962 года.
ИЖ-М-11 1970 года. Выпускался мелкими партиями для спортивных организаций.
Предназначался для многодневных гонок.
ИЖ-Планета-3-01 1978 года. Мотоцикл демонстрирует поездку на рыбалку.
Мотоцикл охотника.
ИЖ-Планета-Спорт 1978 года. В модели этого мотоцикла применялись детали из
капиталистических стран, в первую очередь Японии. Советская промышленность не
могла выпустить запчастей для такого мотоцикла со спортивными
характеристиками.
Интересный кадр: телекомментатор Васильев берёт интервью у только что
финишировавшего, измотанного гонкой спортсмена Александра Грайфа.
ИЖ-Юпитер-4 1980 года. Чтобы удовлетворить спрос потребителей и выпускать
большее количество мотоциклов, стали использовать специальный корпус.
ИЖ-Планета-5 1988 года. Классика позднего советского мотоциклостроения.
ИЖ-6.216 1988 года. Спортивный мотоцикл, выпускавшийся мелкими партиями для
спортивных клубов.
ИЖ-Планета-5-01 1995 года. Первый отечественный мотоцикл с дисковым тормозом
переднего колеса и с гидравлическим приводом. Использовались запатентованные
разработки, которые были предназначены для перспективной серии ИЖ-Орион.
Разработка мотоцикла. На мотоциклах ИЖ был совершён трансконтинентальный
мотопробег Европа-Азия-Африка.
80-е годы стали временем рождения в СССР рокеров – людей, для которых мотоцикл
не просто средство передвижения или стиль жизни, а предмет поклонения, элемент
культа.
Этот мотоцикл ИЖ-Планета-Спорт 1983 года выпуска специально был переделан
хозяином в рокерский стиль, чтобы он мог олицетворять альбом группы "Алиса"
"Блок Ада".
В 90-е годы в нашей стране рокеры постепенно стали отдавать пальму первенства в
любви к двухколёсным друзьям байкерам. Это байкерский мотоцикл ИЖ-6.113-020-05
Юнкер 2003 года. Производился мотоциклетным заводом специально для
удовлетворения нужд байкеров и сделан в классическом американском виде
"Чоппер".
Группа крови на рукаве байкера должна была способствовать быстрому оказанию
медпомощи мотоциклисту в случае аварии.
Появление рокеров и байкеров способствовало появлению мотогруппировок, которые
своей ездой, как минимум, нарушали ПДД. Последствия не заставили себя долго
ждать: на фото статья 1989 года об ответственности за "групповое движение на
мотоциклах".
Экспериментальные разработки мотоциклов.
Последняя разработка 2007 года, когда мотоцикл ИЖ должен был оснащаться
китайским двигателем.
Мина замедленного действия под завод была заложена ещё в советские времена.
Тогда позиция была следующей: зачем выпускать и придумывать что-то новое, когда
та продукция, что имеется, и так пользуется высоким спросом?
В итоге, когда появилась рыночная экономика, завод оказался с устаревшей на
мировой арене продукцией. Завод пытался выжить, продолжал придумывать и
выпускать что-то новое, но до тех партий, что были при СССР, ему было
далеко.
К тому же экономическая почва уходила из-под ног: имеющие деньги поклонники
мотоциклов покупали современные зарубежные модели, а те, кто хотел сэкономить,
покупали китайскую продукцию.
Раньше значительная часть покупателей мотоциклов обитала в селе. Теперь же село
перестало быть основным потребителем мотоциклов. Мотоцикл постепенно из
средства передвижения превращался в игрушку. А развивающийся рынок скутеров
привлёк к себе подростков и многих других, желающих покататься на двухколёсных
машинах. В итоге, завод влезал в долги, чтобы хоть как-то продолжать
работать.
Но кризис 2008 года положил этому конец – предприятие было объявлено банкротом,
всё оборудование для производства мотоциклов распродано, в том числе, и как
лом, производство свёрнуто. Мотоциклы ИЖ перестали существовать.
И сейчас лишь потуги энтузиастов, периодически устраивающих мотопробеги в
память марки мотоциклов ИЖ, напоминают о некогда былом существовании этих
мотоциклов.
Наша Эстафета с Volkswagen продолжается! Следите за обновлениями.
-->
Читать далее
Комментарии: Добавить комментарий
Пока нет комментариев.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.