Рейтинг@Mail.ru

    Фильм "Овсянки".

    14.12.2010 06:04 5 комментариев
    Вчера на конкурсной программе кинофестиваля "Сталкер" был показан фильм "Овсянки", который произвёл на меня глубочайшее впечатление.



    Игорь Степанов открывает показ.



    Открытие показа предваряло выступление представителя посольства Канады, страны, которая содействует проведению фестиваля в рубрике фильмов о малых народах. Дело в том, что Канада, страна где всегда сохраняли малые народы, начиная от индейцев и заканчивая эскимосами.
    Канадцы очень гордятся тем, что их 13-я провинция, где проживали исключительно местные племена, и почти не было белых людей, вошла в состав Канады добровольно, после проведённых переговоров, на которых канадским властям удалось доказать местным вождям, что жить в Канаде будет лучше, чем самостоятельно, и лишь после этого, аборигены приняли решение войти в её состав.
    Канадец рассказывал, что им ещё в детстве показывают фильмы о малых народах своей страны, где они изучают культуру аборигенов. И это является обязательным.


    Представитель канадского посольства.



    Да чего много рассказывать и далеко ходить. Вспомните Олимпийские игры, когда на открытии присутствовали все социальные слои: белые англосаксонские переселенцы, франкофоны, индейцы, эскимосы, сексуальные меньшинства. Таким образом, было высказано уважение всем членам канадского общества. Так что нам, особенно в свете последних событий, у канадцев ещё учиться и учиться.
    А теперь о самом фильме. Фильм снят режиссёром Алексеем Федорченко. Именно этот режиссёр снял пять лет назад фильм-сенсацию "Первые на Луне", который смотрится на одном дыхании.
    В новой картине, режиссёр поднял вопрос о малом народе Меря, финно-угорской группы, жившим в Западно-Центральной части России. Этот фильм произвёл фурор и выиграл уже 6 кинофестивалей.
    Одну из эпизодических ролей, сумасшедшего поэта, сыграл Виктор Сухоруков. А в главных ролях заняты Игорь Сергеев, Юрий Цурило, Юлия Ауг.

    Творческая группа.



    Я не хочу писать ничего о фильме - его надо видеть. Я просто хочу написать о том, что я узнал об этом почти исчезнувшем народе.
    Меря растворились в русских где-то 400 лет назад. Сейчас их очень мало, они продолжают исчезать. Они утратили свой язык - говорят только по русски. И лишь некоторые традиции связывают их с прошлым.

    Народ меря, был очень сексуально раскрепощён. У них не было никаких богов - они верили в любовь. Любовь - это приятно. То, что приятно - хорошо. А в хорошее надо верить.
    У них не было того лицемерия, которое есть сейчас у нас в сексуальных отношениях. Всё называли своими именами. В фильме есть сцена где две незнакомые мужчинам женщины, знакомясь на улице, говорят "вы нас хотите?" и едут заниматься любовью, после чего снова навсегда расстаются. И это не какие-то, как принято говорить "падшие женщины", это обычные, нормальные мерянки.
    У этого народа не осталось деревень - они вымирают, а их города, давно стали районами более крупных, русских городов.



    Есть у мерян такое выражение "дымить". Это когда муж или жена умирает, то супруг на поминках рассказывает друзьям о том, какая была его жена в постели, говоря, что-то типа "у неё были все три рабочие дырочки, которые (что удивительно, при мерянских традициях свободной любви) распечатал я сам". Про живых такое говорить не правильно, а когда человек умер, то говорить о том, каким он был в постели считается абсолютно нормальным.
    "Веретеница" - любимая.



    Перед свадьбой женщинам на лобковые волоса заплетали разноцветные нити. После первой брачной ночи, их снимали и вешали на ольху. Если покойницу хоронили, как невесту, то ей тоже вплетали такие нити.
    Покойников сжигают на костре, на берегу реки. А затем, пепел пускают по воде. До сих пор местные кладбища стоят полупустые - на них хоронят только приезжих. Меряне предпочитают сожжение.



    Вообще вода, это святая для мерян стихия. Утонуть в воде, считается за честь, которая выпадает не многим. Смерть в воде сладка и приятна, поскольку вода даёт тебе новое, гибкое и лёгкое тело. Кстати, местный поэт давал рыбам имена, видимо, считая, что в рыб обращаются умершие меряне. В то же время, топиться было запрещено. Это считалось не хорошо, это тоже самое, как пройти без очереди - крайне невежливо. Тысячи людей, мечтают умереть в воде, а ты вдруг взял и всех обманул, утопившись первым, искусственно захотел войти в рай.

    В целом фильм несёт грустную мысль, что если культура обречена на вымирание, то она обязательно вымрет, так же, как это происходит и с меря. Да и сам сюжет фильма, говорит нам об этом. Овсянки, маленькие птички, которых герой купил на базаре и которые проходят стержнем через весь фильм, в конце картины ещё сыграют свою роковую роль.

    "Овсянки" напомнили мне, какой же богатой и разнообразной была культура современной России, в том числе ещё в дохристианскую эпоху. Сколько жило необычных, чудных, интересных народов со своими удивительными традициями. А так же навевает грусть от понимания того, что всё это проходит. И, возможно, пройдёт ещё несколько десятков лет, и окончательно исчезнут люди, помнящие, что они меря, забрав с собой тысячелетнюю историю своих предков.




    Читать далее


    Комментарии: Добавить комментарий

    • В новой картине, режиссёр поднял вопрос о малом народе Меря, финно-угорской группы, жившим в Западно-Центральной части России.
      Друг мой никаких-таких вопросов в фильме нет. Это философское фентези.))

      • Ну вот! Опять всё придумали!=(

    • А Квентину нравится.))

      • Режиссёр в своём репертуаре. То он Первые на Луне так же снял - смешав факты и вымысел. И теперь так же про меря - же смешав факты и вымысел. Это как я узнал, побольше почитав про меря.

    • Ну простим беднягу.))

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.