Борис Акунин: За последние двадцать лет мы стали гораздо лучше
На днях известный писатель Борис Акунин встретился со своими читателями в новом книжном магазине «Москва», что на Воздвиженке. Надо сказать, что писатель впервые опробовал такой формат общения – до этого в книжных столицы ни разу не выступал. Потому желающих пообщаться оказалось предостаточно.
Акунин начал с «литературной игры» – небольшой восточной мистификации в стиле его романов, чем окончательно покорил аудиторию. Беседа продолжалась больше часа, темы поднимались самые разнообразные: социальная проблематика, вопросы литературы и кинематографа, национальный менталитет, религиозные практики и даже мастерство гейш. Корреспондент iworker сделал акцент на профессиональных вопросах и образовании.
– В одном из интервью вы признались, что с подозрением относитесь к дебютантам, да и к молодежи в целом. Вы считаете, что молодые люди недостаточно ответственно подходят к профессии? К профессиональной этике, например?
– Не хочу никого обидеть, но чем человек старше, тем лучше я к нему отношусь – или, скажем так, с большим интересом. По вполне понятным причинам: молодость – этой мой вчерашний день, это то, что со мной уже было, это я проходил. В то время как старость – будущее: в этом возрасте я еще не был, он меня интригует. Я вообще думаю, если человек прожил жизнь правильно, то, чем он старше становится, тем ему должно быть интереснее.
Что до профессиональной этики – это совсем другой вопрос. Здесь я склонен более сурово относиться к людям зрелого возраста, которые ее не придерживаются. Это естественно – молодежь ошибается, гормоны, страсти и так далее. Может, потом что-то из них и выйдет. А если человек в возрасте, то маловероятно, что он переменится…
– Вы придерживаетесь известного принципа «ни дня без строчки»?
– Если честно, русский «принцип» скорее – лежать на печи и ждать вдохновения. А названное качество больше японцам свойственно, на самом деле. Но я придерживаюсь, да. Потому что если я с утра не поработал, то день для меня пропал. Вы знаете, я, когда начинал писать беллетристику, думал: если книжки никто не будет покупать, займусь чем-нибудь другим. А сейчас я чувствую, что мне уже будет трудно остановиться. Если писательская работа перестанет быть прибыльной, тогда я стану писать просто для себя, потому что это способ существования, осмысления жизни. Чтобы что-то понять, в чем-то разобраться, надо разложить это на слова, буквы, предложения.
– А как быть с творческими кризисами?
– Творческих кризисов у меня не бывает, потому что я с самого начала сказал себе, что то, чем я занимаюсь – это не творчество, а ремесло. Если это технология, ты не можешь относиться к себе слишком нежно, ты должен быть дисциплинированным. Беллетристика – вещь архитектурная. Она требует знаний, чувства меры, дисциплины. Вот так я и старался все время жить. Хотя периодически бывает ощущение, что ты упираешься головой в потолок и пробить его не можешь – но тогда прибегаешь к каким-нибудь сильным средствам. Например, берешь псевдоним и пробуешь писать по-другому.
– Это ремесло подразумевает, что человек очень долго находится наедине с собой. Формируются асоциальные зависимости?
– Да, писательство, как и чтение – одно из самых «одиночных» занятий на свете. Пока пишешь – ты один, и через некоторое время твои связи с окружающим миром начинают обрываться. Это у Чехова хорошо описано – вспомните образ Тригорина. Писатель – такое существо: все, что ему на пользу, он привечает, а все, что мешает работать – от себя отторгает. Так что через некоторое время оказывается, что очень многие вещи, которые ты раньше любил, которые тебя радовали, оказываются вредными, и ты начинаешь от них отвыкать…
Я, например, когда стал писать, совершенно перестал читать новую художественную литературу. Когда ты открываешь роман, написанный другим автором, попадаешь под его магнетическое поле, под его влияние. Я чувствую, что для меня это вредно.
А потом есть периоды работы, когда необходимо находиться в изоляции – это значит, что не надо ни встречаться с друзьями, ни выпивать, вообще ничего – а сидеть и работать. Вот такие асоциальные практики.
– Вы ради уединения переехали во Францию? Расскажете про вашу виллу?
– Переехал? Нет. Я главным образом живу на даче под Москвой. На выходные обычно приезжаю в Москву, потому что нет пробок. А во Францию я уезжаю четыре раза в год для того, чтобы плотно поработать в изоляции. Вилла – это замечательный старый дом, с историей, с садом – такая мечта писателя о загробной жизни.
– Если писатель – существо асоциальное, как относиться к вашим политическим оппозиционным высказываниям?
– У меня профессия – «литератор». Но у всех же есть профессия! И это не значит, что вы не интересуетесь тем, что происходит в обществе и политике. Не вижу в этом ничего странного.
Про мои оппозиционные взгляды: у меня нет личного отношения к Владимиру Путину, потому что я с ним не знаком. Но у меня есть серьезные претензии к нему, как к руководителю государства. Мне не нравится то направление, в котором он столько лет ведет нашу страну, мне кажется, это для нее губительно.
Я хорошо знаю российскую историю, она никогда не была чистой, но, например, коррупции такого масштаба, как сейчас, причем такой беззастенчивой, наглой и безнаказанной, я просто не знаю. Во время Петра I тоже была коррупция, но иногда брали кого-нибудь и на кол сажали. А сейчас лоялен – делай все, что хочешь. Но так долго продолжаться не может.
– Вопрос совсем из другой области. Вы никогда не думали, что Эрасту Фандорину лучше было не уничтожать организацию «Азазель», а вступить в нее? Идея-то была хорошей.
– Вы знаете, мне самому ужасно нравится организация леди Эстер (героиня романа «Азазель», «злой гений» – прим. ред.), и я всё надеюсь, что у нас, может быть, появится учебное заведение, построенное по принципу ее эстерната: когда берут четырехлетних детей, и начинают к каждому из них очень внимательно присматриваться. Вот не натаскивать ученика, как щенка, а попытаться понять, что за талант в нем заложен. То есть относиться к ребенку как к потенциальному сокровищу, каковым, я считаю, каждый человек и является. Мне кажется, что в этом будущее педагогики – она должна развиваться в этом направлении.
У леди Эстер, к сожалению, как у большинства моих злодеев, есть один маленький (но гигантский) недостаток: ради прекрасной идеи они готовы жертвовать какими-то несимпатичными людьми. И все они на этом спотыкаются. Потому что оказывается, что ценность любой идеи определяется тем, готов ли ты ради нее жертвовать кем-то кроме самого себя или нет. Здесь, как мне кажется, и проходит водораздел. А Фандорин, конечно, ворвался, как слон в посудную лавку, все разгромил. А то, кто знает, если бы эти идеи удалось реализовать, может, общество изменилось бы…
– А если о нашем сегодняшнем обществе… Какими мы стали за последние двадцать лет?
– Вы знаете, я придерживаюсь непопулярной точки зрения. Мне кажется, что за двадцать лет мы стали гораздо лучше (аплодисменты зала). Нет, ей-богу, может, все дело в том, что у меня хорошая память. Я смотрю на нынешних молодых людей (притом, что я вам уже говорил, что не люблю молодежь) и вижу, насколько они лучше, чем были мы в их возрасте. Насколько в них меньше вранья, до какой степени они активны в жизненной позиции, готовы чего-то добиваться. Другое дело, что они живут в гораздо более выигрышных условиях, в более мягком климате. Если сравнивать необходимость в двойном стандарте, что есть сейчас и была тогда, то это несопоставимо. Сегодня, если ты хочешь чего-то добиться, тебе не обязательно продавать душу. Есть, наверное, исключения: с телевидением трудно, например, или с государственной службой. Но, по счастью, этим сферы деятельности не ограничены.
С другой стороны, теперь с каждого человека можно жестче спрашивать. Если он ведет себя низко – то это сознательный выбор, ему не угрожала ни тюрьма, ни расстрел, просто он решил, что так ему выгоднее.
Но в целом у меня глубокое внутреннее убеждение, что человек становится лучше по мере того, как улучшаются условия его жизни – я имею в виду, конечно, не только материальные. Мы недовольны, критикуем, на митинги ходим, но я очень хорошо понимаю, что мы сейчас живем не хуже, чем двадцать лет назад. А то, что нам хочется жить еще намного лучше – так это правильно.
На встрече присутствовал Марат Стефанов
Комментарии: Добавить комментарий
Я тоже хочу в писательский рай во Францию!
Закалились на семи ветрах, нам есть, кого с чем сравнивать.)
Надо про "Шпиона, как потомок Фандорина сумел стать НКВДшником, ведь казалось бы, его не должны были там привечать.
"за последние двадцать лет мы стали гораздо лучше".. питаться.)) Некоторые даже стали худеть по политическим мотивам.)
Молодец Акунин. Вы мудрец... добрый мудрец. Но не марксист, нет... Бытие определяет сознание - вот Вам и кажется, что жизнь стала лучше. Ну не трогает Вас, всемирно известного писателя, коррупция и нынешние свинцовые мерзости русской жизни. Да и во Францию можно съездить.. тайм-аут взять...
..Так что... впрочем, это свойственно всем большим писателям - они изображают лучше, чем объясняют..
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.