Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Обучение \ Обучение ребенка чтению за десять минут! Ребус-метод.

    Обучение ребенка чтению за десять минут! Ребус-метод.

    ВСЕГО ДВА ПРАВИЛА

    "Ребус-ме тод" – это прежде всего игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип нашей игры, необходимо все указанные нами задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

    Наша игра имеет всего два правила. Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС, а именно первый склад МА). Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом. Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух один за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

    Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты – продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

    маска – МА
    пальма – ПА

    мышка – МЫ
    шишка – ШИ

    кошка – КО
    ложка – …

    здесь рекомендуется сделать маленькую вопросительную паузу. Пусть ребенок поймет, что его приглашают поучаствовать в этой игре. Но ждать ответа не надо, продолжайте дальше:

    … – ЛО

    мячик – МЯ
    чайник – ЧА

    ветка – ВЕ
    сетка – …

    ручка – РУ
    Жучка – …

    Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:

    Коля-КО
    Оля-О

    Маша-МА
    Даша-ДА

    Петя-ПЕ
    Федя-ФЕ

    Ира-И
    Кира-КИ

    и т.п.

    Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок).

    Как только ребенок понял правило "маска-МА" и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:

    маска-маска – МА-МА
    пальма-пальма – ПА-ПА
    туфли-чайник – ТУ-ЧА
    курица-чайник – КУ-…
    маска-шарик – МА-…
    кактус-шарик – …

    Два слова – это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова:

    маска-шишка- наволочка – МА-…-…
    маска-листик-наволочка – МА-…-…
    бусы-маска-галстук – БУ-…-…
    галстук-зебра-тапки – …

    Как правило, дети 5 лет достаточно легко с первого занятия решают на слух задания из трех слов. А вот задания из четырех слов вызывают затруднения даже у шестилеток:

    бусы-рак-тигр-ножницы – …
    письма-рак-мишка-дама – …
    облако-девочка-ящик-ложка – …
    курица-курица-ручка-заяц – …

    Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются "угадать" конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений.



    При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения. Необходимо своевременно и неоднократно указать детям направление чтения. Без подсказки взрослого дети пытаются называть элементы справа налево, и сбиваются к этому с удивительным постоянством.
    Именно к таким простейшим действиям сводится роль учителя в нашей методике. Ни сложных объ-яснений, ни долгих подготовительных этапов, ни многосерийных ролевых сюжетов, применяемых сегодня педагогами с единственной целью развлечь скучающего на занятии ребенка, сделать занятие забавным. В "Ребус-методе" дети достаточно увлечены самим процессом чтения, и процесс этот детям нравится.

    Важнейшее достоинство "Ребус-метода": ребенок читает пиктограммы уже с первого занятия, а к концу второго месяца достаточно легко узнает и соединяет буквы, причем имеет уже стойкий навык понимания прочитанных слов и постановки ударения.
    Однако после овладения "Ребус-методом" ребенку необходимо еще продолжать занятия. Тренирующий материал "Ребус-метода" ограничен лишь отдельными словами-существите льными, отсутствуют глаголы, прилагательные, наречия, союзы и предлоги, нет словосочетаний и предложений, все слова записаны лишь заглавными печатными буквами. Это означает, что ученик оказывается еще не готов к самостоятельному чтению текстов из книг и еще не владеет прописью. И ученику, и учителю предстоит еще много работы. Наш "Ребус-метод" делает эту будущую работу легче и приятней как для детей, так и для учителей. Желаем вам удовольствия в предстоящей работе!

    Устные ребусы потрясающе развивают чувство ритма у ребенка, его внимание и концентрацию.
    Взрослых это тоже развлекает, решать такие ребусы на слух. Поэтому я сейчас напихаю сюда примерчиков, штук двести слов. У кого есть маленькие дети - это вам большая развлекуха!

    САМЫЕ ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ - ИЗ ДВУХ КАРТИНОК

    маска-маска - МА-МА
    пальма-пальма - ПА-ПА
    туфли-чайник – ТУ-...
    курица-чайник - ...
    кактус-шарик -
    санки-шарик -
    ящик-маска -
    дятел-дятел
    лук-наволочка
    ручка-кактус
    листик-санки
    письма-лампа
    шишка-наволочка
    юбка-лампа
    кисточка-ножницы
    вишни-ножницы
    робот-заяц
    ванна-заяц

    ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА - МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

    девочка-тигр
    ножницы-гиря
    голубь-рыба
    ручка-кисточка
    гусь-бык
    ящик-мышка
    ножницы-рыба
    люстра-диск
    кошка-нитки
    письма-лыжи
    листик-сыр
    солнце-кисточка
    листик-царь
    утка-шишка
    утка-сыр
    ножницы-тыква
    чайник-сыр
    кошка-сыр

    ПРОСТЫЕ СЛОВА ИЗ ТРЕХ КАРТИНОК

    маска-шишка-наволочка
    маска- листик-наволочка
    аист-курица-лампа
    бусы-маска-галстук
    галстук-зебра-тапки
    рак-кепка-тапки
    гиря-тапки-рак
    пальма-наволочка-маска
    кактус-репка-тапки
    рак-душ-галстук
    заяц-ножницы-заяц
    заяц-рак-заяц
    рак-бочка-тапки
    тигр-шишка-наволочка
    аист-курица-лыжи
    галстук-зебра-тыква
    гиря-тапки-рыба
    рак-кепка-тыква
    письма-рак-тыква
    лампа-домик-нитки
    галстук -ложка-шишка
    пальма -кепка-тыква
    письма -жаба-маска
    лук-жаба
    утка-тюбик-гиря
    рыба-банка-кит
    пальма-утка-кит
    кактус-череп-листик
    череп-тыква-репка
    утка-зонтик-рыба
    пальма-ручка-санки
    утка-робот-кит
    маска-лыжи-шишка
    курица-лампа-кит
    робот-листик-кит

    В принципе, любой родитель может придумать свои ребусы. Лишь одно нужно не забывать: Каждое слово-картинка должно начинаться с ударения. кОшка, но не котЁнок. Потому что в слове "котёнок" первое О звучит как А, и любой малыш скажет КА вместо КО.


    СЛОВА ИЗ ЧЕТЫРЕХ КАРТИНОК

    аист-наволочка-наволочка-сыр
    пальма-утка-тигр-наволочка
    бусы-рак-тигр-ножницы
    гусь-се рдце-нитки-царь
    курица-курица-ручка-заяц
    банка-тапки-репка-ящик
    письма-аист-нитки-ножницы
    облако-девочка-ящик-ложка
    санки-море-ваза-рыба

    Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.

    РЕБУСЫ С БЕЗУДАРНЫМИ О, Е, Я

    солнце-банка-кактус
    солнце-банка-кисточка
    дом-робот-галстук
    дом-робот-гиря
    ножницы-галстук
    облако-зебра-робот
    кошка-маска-рыба
    голубь-рак
    наволочка-чайник-ложка
    мышка-ложка
    ложка-пальма-тапки
    ложка-пальма-тыква
    облако-санки
    кошка-заяц
    письма-робот-гиря
    робот-галстук
    кошка-робот-наволочка
    кошка-робот-ваза
    кошка-санки
    солнце-робот-кактус
    солнце-робот-кит
    голубь-ложка-санки
    голубь-ложка-ваза
    бочка-робот-дама
    повар-ложка-санки
    молния-ложка-кошка
    повар-голубь-дама
    волк-робот-тапки
    зонтик-ложка-торт
    голубь-робот-дама
    волк-ложка-сыр
    бочка-ложка-торт
    волк-робот-наволочка
    тетерев-ложка
    тетерев-лейка-галстук
    лейка-белка-диск
    мячик-солнце
    перец-робот
    пушка-галстук-ложка
    дерево-вишни-царь
    солнце-ваза
    ель-дама
    кошка-лейка-солнце
    кошка-лейка-ножницы
    репка-кактус


    Ударение

    Главная задача чтения – понять смысл прочитанных слов. Попробуем на нескольких примерах пояснить нашему взрослому читателю, что именно, кроме букв, мешает ребенку понимать смысл.

    Возьмем простое слово
    МАШИНА.
    Смысл данного слова действительно прост к пониманию: некий агрегат, механизм, может быть на колесах.
    Но вот мы пишем это слово дважды и просим прочитать вслух:
    МАШИНА МАШИНА
    После короткой заминки взрослые приходят к выводу, что речь идет не о двух агрегатах, а лишь об одном, который принадлежит какой-то Маше. Для детей такое умо-заключение без определенного навыка почти невозможно. Ребенок затрудняется создать множество различных вариантов ударения, он еще не умеет свободно импровизи-ровать в ритмике речи. Два простей-ших слова оказываются ребенком при прочтении не понятыми.
    И уж совершенно исключено, чтобы малыш понял ритмическую и смысловую разницу двух следующих предложений, несмотря на кажущуюся простоту их прочтения:
    ЭТА МАШИНА МАШИНА
    ЭТО МАШИНА МАШИНА
    Изменение при письме лишь одной буквы полностью меняет ритмику прочитанной вслух фразы. К тому же слова ЭТО и ЭТА в устной речи произносятся совсем одинаково. Малыш просто не узнает слово ЭТО.

    Другой пример, два слова:
    ПУГАЛО, ВОРОН
    Понятно, что речь идет о каком-то одном пугале и об одной черной птице. Но в предложении
    ПУГАЛО ПУГАЛО ВОРОН
    говорится не о двух пугалах и одной птице, а все о том же единственном пугале, которое отпугивало целую стаю.

    Приведенные примеры объясняют, почему у некоторых детей не получается понимать прочитанное, даже если они знают все буквы и уже легко складывают их в звуки. Перелистайте любую детскую книжку, и вы обнаружите, что без стойкого навыка чтения понять ее текст ребенку очень сложно, даже невозможно. Наибольшую трудность для понимания представляют собой короткие слова с измененными безударными огласовками, например ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, ЕДА, ПЕРО и т.п. Дети просто не узнают их при чтении, потому что в устной речи принято произносить соответственно: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО. Длинные слова, такие как ОДЕЯЛО, ПИАНИНО, КОРОЛЕВА узнаются детьми гораздо легче, хоть и требуют большей концентрации внимания. Именно эту задачу – тренинг концентрации внимания и постановки ударения – решает "Ребус-метод" еще до того, как ребенок ознакомится с буквами.




    Теги: обучение чтению , игры , ребус , дети , родители , развитие , школа
    Смотрели:

    всего 120768 раз



    Комментарии: Добавить комментарий

    Пока нет комментариев.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.