- Сообщества (0)
- Корпоративные блоги (0)
- Личные блоги (0)
- Комментарии (8)
Дневник пользователя Аkыn Vadыm → Джин-работодатель на i-worker.ru, четвертая серия
29 июня 2010 года в 16:49Политкорректность принца подвела )
Круче конькобежцы ))
Дневник пользователя Meller Игорь → Сколько членов семьи вы видите?)
10 января 2011 года в 12:04семь
Дневник пользователя rabotnik → Рейтинг самых "здоровых" и "нездоровых" профессий
12 января 2011 года в 12:03а маленькие люди - это дети или лилипуты?
Дневник пользователя Meller Игорь → Что скрывается на губе у Мао?
12 января 2011 года в 10:56ну, любовью-то куммунисты хотя бы занимаются?
а мы сегодня вечером будем с мужем комод собирать :-))
Дневник пользователя Meller Игорь → Хан Сало, или сало в шоколаде...
21 февраля 2011 года в 11:33Для женщин в положении - в самый раз ))
Дневник пользователя Капитанова Оксана → Женская карьера: топ-5 проблем
21 февраля 2011 года в 15:12и ни слова про любовь...
- О компании (10)
- О людях (0)
- Комментарии (2)
С компанией Eventica вышла такая история. Им срочно нужен был пиарщик, и в июле 2009 года меня рекомендовала их пиарщица Надежда Макоева, которую переводили из Москвы в лондонский офис. А я должна была занять ее место в Москве – пиарить отели цепочки One&Only, Atlantis the Palm, в перспективе они собирались выиграть тендер на пиар авиакомпании bmi и туристического офиса Барбадоса.
Все шло как обычно: сначала я выслала резюме на имя председателя правления Сергея Колушева (который постоянно находится в Лондоне), он одобрил его и назначил мне встречу – когда сам приехал в Москву. Мы побеседовали и договорились о зарплате ($2300 в месяц). Колушев сказал, что я подхожу им, и, скорее всего, он выберет меня из прочих кандидатов. Затем мне дали пробное задание – написать на английском языке предложение по PR-обслуживанию для авиакомпании bmi, что я и сделала; причем, мне сказали, что оно их устраивает.
Через какое-то время мне позвонили из лондонского офиса и устроили телефонное интервью на английском языке с генеральным директором компании, англичанином Саймоном Джозефом. После чего мне было сказано, что я ему очень понравилась и надо как можно скорее выходить на работу.
В то время я была заместителем главного редактора одного из глянцевых журналов, где меня ценили и любили. Я месяц размышляла, стоит ли мне менять место службы, несмотря на то, что Eventica меня торопила. Ключевым моментом стало обещание, что через какое-то время меня переведут в Лондон или в Дубай, поскольку, как заметил Колушев, «мы любим делать ротацию кадров для их же пользы». В конце концов, я решила перейти в эту компанию.
9 сентября Eventica организовывала vip-прием в московском Ritz-Carlton по случаю приезда в Россию владельца отелей One&Only Сола Кезнера, а потому, еще работая в журнале и закрывая дела, я вовсю выполняла их задания: переводила пресс-релизы, делала пресс-рассылки и обзвоны. Директор московского офиса Зоя Синицына сказала, что со мной будет заключено два договора: с российской компанией ООО «Эвентика» и с британской Eventica Ltd – в обеих г-н Колушев является, соответственно, гендиректором и chairman.
Когда я пришла на свое рабочее место, выяснилось, что у меня не был настроен компьютер (который постоянно «вырубался»), что в компании даже нет секретаря, что там творится полная неразбериха, а директор московского офиса работает удаленно. Мне толком никто не объяснял, в чем состояли мои задачи – все в бешеном темпе готовились к приему. Поэтому со мной было «некогда» заключить договор.
В течение недели я писала и переводила пресс-релизы, делала рассылку, распечатывала пресс-релизы за СВОЙ СЧЕТ (поскольку выяснилось, что у международной компании нет цветного принтера, нет курьера и нет вообще никаких вспомогательных служб). Причем задания мне давались спонтанно (например, за два дня до эвента я должна была позвать на него представителей нескольких федеральных каналов, контактов которых у компании не было – все, кто когда-либо работал в пиаре, знают, насколько это «реально») и рабочий день длился с утра до 23.00 часов.
Одновременно выяснилось, что Надежда Макоева не едет в Лондон – они все переиграли (причем я узнала об этом случайно от третьих лиц – меня никто не поставил в известность). Вообще, такого хаоса и бардака, когда «все отвечают за все», я еще не видела ни в одной компании.
После приема меня попросили написать несколько статей для прессы. Любопытно, что пришлось «отдуваться» и за пиарщиков отеля Atlantis – выступить в качестве SPA-эксперта. Хорошо, что когда-то я была в этом отеле в пресс-туре и действительно проходила там SPA-процедуры.
Все, что я делала, Надежда называла «хорошо выполненной работой» (Колушев непосредственно со мной не контактировал). После десяти дней работы мне сказали, что не нуждаются в моих услугах – без объяснения причин. Вернее, со смутными пояснениями типа «Колушев почувствовал, что ты – не человек нашей команды». Когда я позвонила Сергею и спросила, в чем, собственно, дело, он стал путано объяснять, что якобы в написанном мною по-английски плане были ошибки (тогда почему мне не сказали об этом до факта найма?); и что решение меня уволить не его, а Надежды Макоевой и Зои Синицыной. На это обе сотрудницы ответили, что Колушев поручил им уведомить меня об увольнении, и обе сетовали, что получилось очень некрасиво.
Итог: меня сорвали с хорошей работы, не заключили трудовой договор, уволили без объяснения причин и не заплатили не то что компенсацию за вынужденную безработицу (вернуться в журнал я уже не могла), но даже за десять рабочих дней! Такое ощущение, что у компании просто не хватало рабочих рук для этого приема (штат «Эвентики» в Москве, фактически, четыре человека – это «мыльный пузырь»), и они срочно «прикрыли» десятидневный форс-мажор халявным специалистом.
У меня сохранилась вся переписка с руководством «Эвентики», все выполненные мной задания и фотографии, доказывающие мою работу на приеме, плюс свидетели, готовые это подтвердить. С «Эвентикой» вскоре распрощались те немногочисленные люди, с которыми я тогда работала, кроме Зои Синицыной – одних «ушли», другие уволились сами и рассказывали мне, что работать при таком непрофессиональном подходе руководства невозможно.
Комментарий юриста
Руслан Конорев, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»:
– Конечно, слабой стороной дела является тот факт, что нет приказа о вашем зачислении на работу. Однако – согласно статье 16 Трудового кодекса РФ – отношения между работодателем и работником могут быть признаны трудовыми на основании фактического допущения сотрудника к работе работодателем или по поручению нанимателя – если человек выполнял работу, то это уже считается трудовыми отношениями.
Если бы указания давались письменно, это облегчило бы дело. Так как в вашем случае задания давались устно и по электронной почте, трудовые отношения могут быть подтверждены лишь свидетелями (ведь электронные документы могут быть признаны доказательством лишь при наличии на них электронной подписи). Чем большее количество свидетелей сможет подтвердить факт трудовых отношений, то, что вы ходили на работу, делали задания и тому подобное – тем лучше.
Что касается испытательного срока – он подлежит включению в трудовой договор или же может являться предметом отдельного соглашения; в вашей ситуации, нет договора о найме – нет и испытательного срока.
Поскольку данные события произошли в сентябре 2009 года, то в суд обращаться поздно – для исков по восстановлению на работе у сотрудника есть месяц с момента увольнения, а для того, чтобы требовать выплаты зарплаты – три месяца.
В представленной ситуации трудно установить точную дату увольнения, поскольку оно было сделано устно. Поэтому я бы порекомендовал обратиться в Трудовую инспекцию и в прокуратуру – согласно статье 145.1 Уголовного кодекса РФ существует уголовная ответственность руководителя за задержку выплаты заработной платы свыше двух месяцев. Опять-таки, для дела понадобятся свидетели, с помощью которых можно установить факт имевших место трудовых отношений. В противном случае прокуратура может не только отказать в возбуждении уголовного дела, но и завести дело против самого работника – за ложный донос.
Банк Москвы → Банк Москвы «выбивает» долги при помощи телефонного хулиганства
20 сентября 2010 года в 17:39В субботу в 7:30 утра меня разбудил телефонный звонок. Звонили на домашний номер: «Доброе утро, вас беспокоит Банк Москвы. Можно поговорить с Лесничим Валерием Евгеньевичем?»…
Что за бред, думаю спросонья, какого еще лесничего им надо? И тут мозг выхватывает из подсознания обрывочную информацию: кажется, так звали человека, который снимал эту квартиру до того, как я ее купила. Вспоминаю, что когда переоформляла на себя контракт с интернет-провайдером, в прошлом договоре значилось это имя. «Этот человек здесь давно не живет. Хозяин квартиры сменился два года назад», – отвечаю. – «А вы не знаете, как его найти?» – «Не знаю». «А кто вы ему будете?» – не унимается бодрый голос. Я начинаю злиться – нашли время, когда предлагать какую-нибудь глупую рекламу! «Я ему никто, я купила эту квартиру два года назад и не понимаю, почему я должна обсуждать это с вами в субботу в столь ранний час». Мужской голос в трубке приобретает агрессивные нотки. «В кредитном договоре этот телефон был указан как домашний». Ах, вон оно что. Парень задолжал банку. Но я-то тут причем? «Кажется, этот человек снимал эту квартиру до того, как я ее купила. Это всё что я знаю». «Снимал?! Ну, тогда всего доброго».
Интересное кино, размышляю я. Значит, чтобы взять кредит в банке, достаточно указать временный адрес, по которому человек даже не прописан? Я же прежде чем покупать квартиру, запрашивала ее историю. Владельцев с такой фамилией не значилось. Ну, да ладно, это не мои проблемы.
Но оказалось, что мои... В понедельник в 6:30 утра меня снова разбудил звонок. «Доброе утро, – сказал женский голос. – Банк Москвы. Пожалуйста, Лесничего Валерия Евгеньевича». – «Вы уже звонили мне в субботу, и я уже говорила, что такой здесь не живет!». – «Извините, всего доброго».
Сон как рукой сняло. И сколько будет продолжаться это безобразие? Наверное, предыдущий звонивший не передал коллегам информацию.
На следующий день всё повторилось, словно в фильме «День сурка». Еще через день мне позвонили снова. Сообщить подробности истории моей купли-продажи не дали – со словами «Всего доброго» повесили трубку.
Ищу на сайте телефон банка, звоню, прошу соединить с кредитным отделом. «А кто конкретно вам нужен?», – спрашивает в трубке юный секретарский голос. – «Начальник отдела». – «Назовите фамилию, я так не могу соединить». Фамилий на сайте нет. Рассказываю вкратце историю. – «Я могу соединить вас только с конкретным сотрудником, извините».
Звоню подруге, которая работает в другом банке. «О, – говорит она, – ты попала! Это обычная коллекторская практика – брать «измором». Естественно, они тебе не верят – ведь должники все уверяют, что «не состоял и не участвовал». Коллекторы могут так год звонить».
В пресс-службе банка были очень удивлены моей историей. Представитель пресс-службы Алексей Дорченко заверил меня, что не понимает, как такое могло произойти, ведь банк, прежде чем выдать кредит, всё проверяет. После отрицательных ответов на вопросы, не носила ли я когда-нибудь такую фамилию и не брала ли кредитов в Банке Москвы, меня заверили, что очень сожалеют о случившемся и непременно разберутся.
На следующий день мне позвонил г-н Дорченко и сообщил, что действительно произошла ошибка и «данный номер изъят из базы»: «Если вам вдруг – что совершенно невероятно – позвонят, попросите сотрудника представиться».
Через несколько дней мне позвонили. Просьбу представиться раздраженно проигнорировали: «Я уже представилась – это Банк Москвы». На следующий день все повторилось снова. Правда, коллектор все же выслушал мои соображения по поводу ситуации. На вопрос, как сделать так, чтобы в Банке Москвы наконец-то поняли, что к чему, звонивший радостно предложил мне лично отправиться в банк с документами. И тут я не выдержала: почему, собственно, я должна тратить свое драгоценное время и стоять в очереди в банке, к которому не имею ни малейшего отношения?!
На следующий день я отправилась в длительную командировку, а приехав, услышала в трубке все тот же, ставший привычным, вопрос…
То, что не доверяют мне – это понятно. Не ясно только, как Банк Москвы мог выдать кредит человеку, даже не удосужившись узнать место его постоянной регистрации и приняв информацию на слово – тот, видите ли, указал в анкете этот «домашний» номер. Да с таким же успехом парень мог указать телефон насолившего ему соседа! Не понятно также, почему в банке правая рука не ведает, что творит левая.
А между тем установить факт того, что этот человек никогда не был прописан в данной квартире и не владел этим телефонным номером, а также факт перепродажи квартиры – проще простого. Но, видимо, службе безопасности банка недосуг проводить внутреннее расследование и «пробивать» квартиру по милицейской базе. Проще заниматься телефонным хулиганством и досаждать ни в чем не повинным гражданам. Очевидно также, что службу безопасности мало волнует собственно результат – вернется ли, в конечном счете, долг банку или нет. Поскольку при таком тупиковом подходе – вряд ли вернется.
Странная, право, политика в кризисные-то времена. Не вызывает она, прямо скажем, клиентского доверия. А разбираться с телефонным хулиганством – не мое дело. Для этого есть милиция.
(имя и фамилия должника изменены)
/Комментарий юриста/
Антон Лелявский, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры»:
– Данная ситуация, к сожалению, редкой не является: зачастую при заполнении анкеты на кредит сотрудники банка просят указывать не формальную «прописку», а реальный адрес проживания клиента. Безусловно, квалифицированная служба безопасности проверяет указанные данные, ее сотрудники звонят по заявленным телефонам и просят подтвердить информацию. Если ситуация с местом жительства меняется, то далее это вопрос этики отношений клиента с банком: по идее, он должен предупредить как банк, так и новых жильцов квартиры. Но часто такого не происходит. В принципе, в такой ситуации сотрудников банка можно понять: пытаясь взыскать долги, они руководствуются сведениями, указанными в анкете и прозванивают нужные им адреса.
Манера общения коллекторов или сотрудников банковских отделов взыскания долгов с должниками (и, соответственно, с новыми жильцами квартир) на практике бывает, конечно, разной. Случается, что и открыто угрожают: мол, приедем и в лес увезем; иногда угрозы завуалированы. Как правило, сотрудники банка ведут себя более корректно, нежели работники коллекторских агентств.
Если вам названивают каждый день в течение длительного времени – это повод для обращения в прокуратуру. В последнее время прокуратура стала более внимательно относиться к действиям коллекторов по выбиванию долгов с населения. Я бы посоветовал в данной ситуации обратиться в прокуратуру по месту жительства и изложить ситуацию, в которой человек не имеет к банку и долговым обязательствам никакого отношения, но ему продолжают звонить, – с просьбой разобраться. Практика показывает, что в таких случаях одного обращения бывает достаточно для того, чтобы звонки прекратились.
Лучше всего звонки с угрозами фиксировать, записывать на диктофон, чтобы ваши заявления не выглядели голословно. Впрочем, наличие звонков несложно установить и с помощью оператора связи. Можно также написать заявление в телефонный узел с просьбой закрыть доступ к вашему телефону указанного абонента.
На практике взысканием долгов занимаются как сами банки, так и сторонние коллекторские компании. Более того: банки часто продают свои долги третьим лицам или другим банкам. Поэтому обращаться с такой проблемой непосредственно в сам банк не всегда эффективно: если банк уступил права на конкретный долг, то после этого ему вообще не неинтересно, что с ним происходит. То же самое могу сказать и о перспективе заявления в районный отдел милиции: практика показывает, что обычно такие дела милиция рассматривает медленно и неохотно.
Еще один вариант решения проблемы – написать письмо в Центробанк, являющийся контролирующим банки органом. Лучше всего отправить сразу два письма аналогичного содержания в Центробанк и прокуратуру, указав в шапке письма обоих адресатов.
В настоящее время закон о коллекторской деятельности находится в России в стадии разработки, но высшие чиновники прокуратуры неоднократно публично обращали внимание на то, что коллекторам нужно вести себя корректнее – даже по отношению к реальным должникам.
Однако хочу предупредить: прежде, чем обсуждать что-то с незнакомыми людьми, которые представились коллекторами или сотрудниками банка, нужно убедиться в их полномочиях. Не советую по телефону подробно рассказывать о том, когда и у кого вы купили квартиру и т.д. Практика показывает: коллекторы бывают разные, и некоторые из них связаны, скажем так, с не совсем законной деятельностью – в общем, у этих людей бывает разная репутация. По этой причине им надо давать крайне дозированную информацию о себе и своем имуществе.
Аэрофлот - российские авиалинии → Злой сотрудник, добрый сотрудник…
12 января 2011 года в 14:16Недавно я решила воспользоваться накопленными в системе «Аэрофлот-Бонус» премиальными милям и заказать бесплатный билет из Москвы до Майами.
Поскольку прямого рейса у «Аэрофлота» и его партнеров, участвующих в данной программе, из Москвы в Майами нет, и нужно лететь через Нью-Йорк, забронировать на сайте такой сложный маршрут нельзя, для этого надо обращаться в отделение «Аэрофлот-Бонус». Для сокращения времени делается это так: вы звоните в «Бонус», вам подбирают и бронируют билет, а потом вы приезжаете в одну из касс и выкупаете его по коду бронирования. Ничего сложного.
Примечание: из Москвы в Нью-Йорк летают «Аэрофлот» и американская авиакомпания Delta Airlines, а из Нью-Йорка в Майами – только Delta (из тех, кто участвует в программе «Аэрофлот-Бонус»). Плюс ко всему и в Нью-Йорке, и в Майами несколько аэропортов, поэтому подобрать рейсы с удобной стыковкой с учетом премиальных квот, которых на каждый рейс выделяется определенное количество – дело, требующее внимания и тщательной работы.
К тому же сначала я не знала, что могу забронировать на свои мили билеты не только «Аэрофлота», но и компании Delta – думала, не хватит миль. Посему спрашивала о рейсах исключительно «Аэрофлота» – соответственно, только до Нью-Йорка. Но по по телефону в «Аэрофлот-Бонусе» мне объяснили, что миль хватит на оба сегмента – и до Нью-Йорка, и до Майами.
Итак, начинаем искать рейсы. Мне хотелось улететь 19 января в Нью-Йорк, в этот же день в Майами, остановиться там на неделю и по пути обратно «зависнуть» в Нью-Йорке на 3-4 дня. Выясняется, что на 19 января есть премиальные билеты на рейс «Аэрофлота» до Нью-Йорка, но нет билетов на поздний рейс до Майами – есть только на более ранний рейс, до которого с момента прилета «аэрофлотовского» рейса из Москвы остается всего час тридцать пять минут. А по нормам минимальная стыковка между этими двумя рейсами должна составлять час сорок пять. На 20 января нет билетов до Нью-Йорка, на 21, 22 и 18 – до Майами, а мне надо появиться в этом городе не позднее 22 января.
Что делать? Девушка на том конце провода говорит, мол, ничего страшного и предлагает брать билет со стыковкой час тридцать пять минут, но – небольшая формальность! – при этом я должна написать заявление, что сама несу ответственность за эту стыковку. То есть, иными словами, если «Аэрофлот» опоздает и я, соответственно, пропущу рейс до Майами, то перебронирование на другой рейс станет моей головной болью, а не задачей авиакомпании, как это обычно бывает, если стыкуются два рейса, выписанные на один билет. И – что хуже – оплачивать новый билет мне придется из своего кармана.
Зная повадки «Аэрофлота», который, по моему личному опыту, улетает вовремя лишь в каждом втором, а то и третьем случае, я отказываюсь от такой любезности. В качестве альтернативы мне предлагают рейс до Майами из другого аэропорта – а значит, в течение часа мне надо ухитриться дотащиться из JFK до Laguardia, причем в обнимку с чемоданом (американцы в целях безопасности не регистрируют багаж до конечного пункта, если второй перелет – внутренний), и зарегистрироваться на второй рейс, что технически невозможно.
Что до 18 января, выясняется, что на рейс до Нью-Йорка на этот день билеты есть, а на рейс до Майами – нет. Тогда я предлагаю лететь в Майами на следующий день утром. Консультант говорит, что тогда на обратном пути я не смогу задержаться в Нью-Йорке на несколько дней, поскольку бонусный билет разрешает только один стоп-овер – либо по дороге туда, либо по дороге обратно.
Я начинаю злиться. Стоп-овер – это когда интервал между рейсами превышает 24 часа, а в данном случае я веду речь об остановке на ночь. У меня закрадывается подозрение в не слишком большой компетентности девушки. Но она, в конце концов, вспоминает, чем стыковка отличается от стоп-овера, и мы завершаем бронирование. По правилам броня держится двое суток, в течение которых мне нужно выкупить билет – поскольку, несмотря на всю его «бесплатность», нужно заплатить так называемый аэропортовый сбор, который при таком раскладе составляет 6100 руб. На следующий день я улетала в Европу, а потому нужно было отправиться за билетом с утра пораньше, по дороге в аэропорт.
Все бы хорошо, но мысль о том, что придется ночь сидеть в аэропорту, не давала мне покоя. Особенно не улыбалась такая перспектива в комплекте с последствиями 10-часового перелета из Москвы и тотальной смены часовых поясов. Можно, конечно, забронировать гостиницу – но как-то обидно платить за гостиницу в аэропорту, а ехать на Манхэттен и обратно в такой короткий промежуток времени не имеет смысла – да и сил не найдется. И вдруг меня осенило: а почему, собственно, консультант не предложила мне лететь в Нью-Йорк авиакомпанией Delta, а не «Аэрофлотом»? Ведь наверняка можно было бы подобрать рейс с нормальной стыковкой без изнурительных ночевок и лишних трат. Почему-то у нее хватило сообразительности предлагать мне какие-то дурацкие варианты с короткими «безответственными» стыковками или сменой аэропорта, а элементарно посмотреть рейсы другой авиакомпании она не сообразила. Я, конечно, тоже не сообразила – но я, в конце концов, клиент, а не специалист по бонусным билетам!
В общем, придя в кассу «Аэрофлота», я посетовала кассиру на непрофессионализм сотрудников «Аэрофлот-Бонуса». Та посочувствовала, сказав, что в этой кассе нет отделения «Аэрофлот-Бонус» и она ничего не понимает в бонусах, но может позвонить своим «бонусным» коллегам и посоветоваться, что можно сделать в такой ситуации.
Она стала смотреть рейсы Delta и, конечно, тут же обнаружила удобную стыковку без всяких ночевок. Но для того, чтобы изменить билеты, нужно было сделать так, чтобы мои уже списанные после бронирования мили сначала вернули мне на счет (для чего надо написать соответствующее заявление), а делают это в течение суток. Я сказала, что у меня нет суток, поскольку через пару часов я должна быть в другом аэропорту – давайте, мол, оформлять, как было. Но кассир вошла в мое положение – причем до такой степени, что снова позвонила коллегам, попросила их в срочном порядке принять факс и списать мили – в общем, после почти часа звонков, просьб, треволнений (бедная женщина уже чуть ли не за сердце начала хвататься) баллы были возвращены, потом снова списаны, и новый билет оформлен. «А теперь, – сообщила моя спасительница, – мы посмотрим, сколько будет стоить аэропортовый сбор».
И тут меня ожидал сюрприз. Аэропортовый сбор Delta оказался 9500 рублей – в полтора раза выше! Гостиница обошлась бы мне дешевле этой разницы. Но перебронировать обратно было уже поздно – я опаздывала на самолет. Бедная женщина чуть не плакала: «Вы жалеете, что переделали? Но я не могла рассчитать сбор раньше!».
Нет, конечно, заверила я ее, все о-кей, огромное спасибо! В общем-то, эта милая кассир вовсе не обязана была переделывать мне бонусный билет. Она вообще могла мне формально отказать – мол, оформляйте то, что уже забронировали, или обращайтесь в отделение «Бонуса». Но она оказалась просто хорошим человеком. Неравнодушным к своему делу. И сделала все, что могла.
Проблема в том, что, увы, далеко не все сотрудники «Аэрофлота» такие. Ведь всей этой канители могло бы не случится, если бы консультант «Бонуса» сказала мне по телефону: «А теперь смотрим рейсы Delta. Есть то-то и то-то, но сбор составляет столько-то». Она должна была это сделать, потому что бронировать бонусные билеты – это ее работа, а не хобби! Но ей было либо все равно, либо лень долго разговаривать с клиентом, поэтому я чуть не опоздала на рейс, а кассир потратила больше часа своего рабочего времени на исправление чужих ошибок и обслуживание одного-единственного пассажира. При том, что страждущих было гораздо больше.
Мир, конечно, не без добрых людей. Но есть такая штука, как стандарт качества обслуживания. Это означает, что любой сотрудник компании, независимо от его настроения и свойств характера, должен предоставить вам стандартный набор услуг. В авиакомпании «Аэрофлот» этот стандарт де-факто отсутствует. И каждый раз остается только гадать: добрый попадется вам сотрудник? Или злой?..
Недавно мне пришлось лететь авиакомпанией Delta Air из Москвы до Нью-Йорка, затем со стыковкой до Майами и таким же маршрутом, но уже с трехдневной остановкой в Нью-Йорке, обратно.
Это был мой первый полет с Delta (и отнюдь не первый – в США). Из Шереметьево самолет вылетел с 40-минутной задержкой, и приземлился в аэропорту имени Кеннеди (JFK), соответственно, на 40 минут позже. А дальше начались сюрпризы…
Поясню, что даже когда вы летите в один американский город с короткой стыковкой в другом – и сдаете багаж до конечного пункта, по американским законам вы все равно должны получить свой багаж, пройти через таможню и сдать его обратно. Делается это из соображений безопасности (после 11 сентября), причем процедура отточена до автоматизма. Специальный человек спросит, куда вы летите, заберет у вас сумку и расскажет, куда идти на стыковку.
Так произошло и со мной – тем более что стыковка между рейсами у меня была часа три (в отличие от моих соседей-страдальцев, летевших в Лас-Вегас – они опоздали и им пришлось переделывать билеты), а мои отпечатки пальцев в базе за восемь посещений Америки, видно, приелись пограничникам, и мне уже не задают вопросов на паспортном контроле.
После получения багажа, сдаю его заново, и бойкий афро-парень говорит мне: «Майами? Четвертый терминал. Сейчас направо, в лифт, затем в поезд и вы на месте».
Я, замечу, находилась в третьем терминале. Делаю все так, как сказал парень, прибываю на место, где другой специально обученный человек, глядя в мой билет, удивленно протягивает: «Мээээээм, этот рейс летит из третьего терминала». «Вы шутите? – отвечаю я. – Я вообще-то только что оттуда, и отправили меня сюда с багажа». Человек делает большие глаза и извиняющимся голосом заключает: «Нет, все же вам в третий. Вас отправили сюда на поезде?! Вот злодеи. Сейчас вас отвезут обратно на мини-вэне. Ждите вон там».
Минут пятнадцать я соображаю – то ли мини-вэнов в JFK не хватает, то ли мои познания в нью-йоркском акценте дали трещину, однако мою лингвистическую самооценку восстанавливает парочка американцев, с которой приключилась та же история.
В конце концов, мы дружно прибываем обратно в третий терминал, находим табло с нашим рейсом, на котором значится третий терминал, и тут нам сходу говорят: «Ребята, а зачем вы здесь? Майами же из четвертого». После краткого и очень эмоционального пересказа наших приключений сотрудница аэропорта как-то неуверенно уже говорит: ну ладно, мол, господа, черт его знает, откуда он летит, вы попробуйте сходить на посадку и сами уже разбирайтесь, что к чему.
Парочка американцев куда-то срулила по дороге, а я потрусила к нужному гейту. В конце концов, до вылета оставалось уже полчаса – два с половиной в бегах между терминалами пролетели незаметно.
Табло на предполагаемом месте посадки гласило: извините за причиненные неудобства, рейс летит из четвертого терминала. Добежав в панике до «пограничной» между терминалами двери, я обнаруживаю усталую сотрудницу Delta, объясняющую всем и вся, что вышла такая лажа, сейчас всех отвезут куда надо, а рейс вообще-то задерживается на два часа. При этом на табло над ее головой высвечивается предполагаемое время вылета, обещающее задержку уже на три часа.
На мой вопрос, не хотят ли нас покормить, представитель авиакомпании ответил, что не хотят, поскольку рейс задержан не по вине авиакомпании, а из-за погодных условий (а значит, по его логике, кормить нас должен Господь Бог). В общем, в Майами я оказалась вместо 10 вечера в полтретьего ночи, когда встречающая сторона уже спала…
После чудесной недели, приехав в аэропорт, я узнала, что мой рейс на Нью-Йорк… отменен. Разумеется, добрая Delta не соизволила мне об этом сообщить ни по почте, ни посредством sms – как обычно делают приличные авиакомпании, однако не поленилась перебронировать меня на следующий рейс, который вылетал через час. Если б только знать об этом заранее!
Нью-Йорк встречал меня атипичным, армагедоноподобным снегопадом с грозой. В течение всех трех дней моего пребывания там новости по американскому ТВ только и рассказывали, где и сколько задержали авиарейсов – снежным тазом накрыло весь американский северо-восток. В день моего вылета, однако, снег прекратился, и рейсы полетели по расписанию.
Но только не у Delta! Мы вовремя сели в самолет и тут, не отъезжая от телетрапа, выяснилось, что индикатор на нашей двери почему-то не хочет показывать, что она закрыта (хотя она закрыта), а показывает, собака такая, что она открыта!
Надо отдать должное Delta – в отличие от электроники с гласностью у компании все в порядке. Командир корабля каждые 20 минут браво докладывал нам, что вот в данный момент они чинят то-то и то-то и постоянно благодарил за наше героическое терпение. Русскоговорящие стюардессы, правда, переводили через раз, поэтому кто не понимал по-английски, тот сам виноват.
Когда починили дверь, выяснилось, что теперь заклинило еще какую-то штуку – тут я уже упустила канву событий, на какое-то время заснув. Разбудил меня визгливый голос стюардессы (и где Delta набирает этих не слишком вежливых русскоязычных стюардесс? На Киевском вокзале?), сообщавший, что все желающие могут выйти в терминал обратно и погулять. Только берите с собой все вещи, раз пять добавила она. А вот о том, что нам раздадут ваучеры на еду, почему-то не поведала. Потому чеки, которые нам выдали на выходе из телетрапа, многие пассажиры попросту не приняли во внимание – а между тем, в бумажках значилось, что за счет авиакомпании мы можем откушать на шесть долларов (в JFK, скажу вам, в отличие от наших Домодедово или Шереметьево это вполне реально.)
В общем, еще через час нас загнали обратно, таким образом, рейс был задержан почти на пять часов и прилетел в Москву на четыре часа позже. Интересно, Delta хоть иногда летает по расписанию?
Услугами компании «Такси-престиж» я пользовалась год – не сказать, чтобы часто, но время от времени. Мне нравились их тарифы (получалось дешевле, чем «ловить» машину), да и автомобили вполне приличные, водители вежливые, приезжают быстро – в общем, прилетев в очередной раз в Домодедово из теплых краев затянувшейся зимой, я решила доехать для быстроты на аэроэкспрессе до Павелецкого вокзала, а оттуда домой – на такси.
Позвонила, заказала машину на точное время (благо, что аэроэкспресс, в отличие от самолета, предсказуем) и успокоилась. Приезжаю – звонит водитель. Я, говорит, встал не на площади, а сбоку, на Дубининской улице. В уме промелькнуло: а с чего бы на Дубининской ему стоять? Но пререкаться не хотелось – на улице мороз, я одета совсем по-весеннему, в руках тяжелый чемодан, а за плечами – многочасовой стыковочный перелет.
Ковыляю задами Павелецкого вокзала – а оказывается, ледяные кочки тут никто и не думал отчистить… Парень стоял, естественно, за шлагбаумом. Сажусь – в машине накурено так, что топор можно вешать. Я не курю, и прошу открыть окно. Водила, не извиняясь, неохотно открывает. Бросилось в глаза сильно треснутое лобовое стекло – кажется, наша компания деградирует?
Ну, да ладно, едем. Едем, не торопясь, несмотря на отсутствие пробок; собираем по дороге все красные светофоры. Приезжаем, и оказывается, что должна я 500 рублей. Первые 20 минут у этой компании стоят 300 рублей, в которые на подобные расстояния – от Павелецкого до метро Рязанский проспект – я обычно и укладываюсь. И даже «бомбилы» не просят за этот маршрут 500 рублей!
Водитель говорит, что ему пришлось меня ждать. Понимая, что не имея никакой другой бумажки, кроме 500 рублей, в такой ситуации торговаться с ним бесполезно, отдаю деньги и из дома звоню в контору. Интересуюсь, не наглость ли это со стороны водителя, во-первых, брать такие деньги за такое расстояние, во-вторых, заявлять, что он меня ждал – а ждал он потому, что остановился черт знает где, вместо того чтобы подъехать к вокзалу, и заставил меня топать триста метров по кочкам с чемоданом?!
Разумеется, выяснилось, что решить эту проблему сейчас никто не сможет – на месте не оказалось какого-то важного администратора, хотя звоню в рабочее время. На следующий день девушка на том конце провода удивилась: «А почему эту проблему не решили вчера? А сколько он с вас взял денег?».
Выяснилось, что хитроумный водила написал, что взял с меня 440 (что, если честно, тоже много, но тем не менее). Девушка поохала и предложила положить 60 рублей мне на телефон. Я согласилась.
Через день мне нужно было снова быть на Павелецкий. С другой компанией доезжаю на такси, естественно, по такому же трафику за 20 минут по минимальному тарифу (320 рублей). И – вот досада, перед отходом поезда не успеваю положить деньги на мобильник (терминал на вокзале не работает). Сажусь в поезд, и тут – о чудо! – приходит sms-сообщение о том, что зловредный водитель положил-таки мне деньги на счет. Ну, хоть что-то сделал хорошо и вовремя.
Время от времени я езжу в Эль-Гуну, египетский курорт, в гости к своему другу и бизнес-партнеру, у которого там дом. Ближайший аэропорт к Эль-Гуне – Хургада, а это, как известно, место массовой пляжной дислокации российских туристов. Как на всякое массовое направление, летают туда преимущественно чартеры, а туры продают в основном пакетами – поэтому каждый раз покупка билета в Хургаду доставляет мне легкую головную боль. Однако благодаря тому, что к туристическому бизнесу я сама имею некоторое отношение, всегда удавалось решать эту проблему довольно успешно.
Пока в Египте не грянула революция. После того, как туризма какое-то время в Египте не было вовсе, туроператоры забоялись и нынешним летом поставили гораздо меньше рейсов в Хургаду, чем обычно. А желающих туда полететь случилось больше. В числе таковых оказалась и я – помимо отдыха, надо было обсудить кое-какой бизнес.
Дней за 20 до предполагаемого вылета я позвонила знакомым, однако те расстроили ценой и посоветовали поискать у других туроператоров. Поиски привели меня к компании «Москва-ТУР». На нужный мне субботний день билетов у них было «много», цена была хоть и не низка, но вполне приемлема. Единственное, что смущало, это тот факт, что детализацию полета (то есть название авиакомпании, номер рейса и время вылета) на оба сегмента пути мне при покупке предоставить отказались. То есть билеты сразу не выписали, а на руки выдали туристический договор, в котором была указана цена билета (стопроцентно мною уплаченная) и даты рейсов туда-обратно. Компания объяснила это тем, что на какой именно из трех субботних рейсов меня посадят, станет известно накануне в пятницу вечером – тогда мне позвонят и вышлют электронный билет. То же самое касается вылета обратно. Все это, конечно, было жутко неудобно и раздражающе, но, увы, так уж в нашей стране работает система чартерных перевозок – очень часто чартерные билеты выписывают в последний момент, знаю не понаслышке.
За день до вылета, поздним вечером в четверг, мне позвонили из «Москвы-ТУР»: «Возможно, ваш вылет перенесут на вторник. У нас тут проблемы с билетами. Это пока точно не известно, а выяснится завтра, но просто мы звоним предупредить, чтобы потом эта новость не свалилась на вас, как снег на голову».
Честно говоря, именно «как снег» это и прозвучало, но спорить с дамой в ночи смысла не имело, а потому я лишь выразила недовольство и позвонила по скайпу другу. Он сказал, что брать отпуск со вторника ему неудобно, поскольку выходные в Египте – пятница и суббота; кроме того, на понедельник у нас была запланирована бизнес-встреча с важными людьми. В общем, учитывая еще кое-какие детали, получалось, что если я не прилечу в субботу или, максимум, в воскресенье, то всю поездку придется отменить.
И тут я задумалась: что значит «у нас проблемы с билетами»? Каким образом меня должны волновать эти проблемы, если билет я выкупила полностью, причем две недели назад?! Судя по всему, эти ребята делают так: на даты, пользующиеся наибольшим спросом (а суббота, как известно, самый востребованный день для вылетов), продают больше билетов, чем у них есть, а потом часть туристов просто перекидывают на менее заполняемый вторник и таким образом, за счет «лохов», которые соглашаются, закрывают свои провальные даты! Я даже не поленилась позвонить в другие агентства – билеты на пресловутый вторник были у всех.
Внимательно изучив договор, я обнаружила, что туркомпания может изменять даты вылета лишь в случае недобора группы, о чем обязана предупредить за трое суток до вылета. Меня поставили перед фактом меньше, чем за двое. В общем, случай для любого суда пустяковый – вина компании очевидна.
С этой мыслью на следующий день я приехала к ним в офис, где и сообщила, что вторник меня не устраивает, и я бы хотела решить вопрос с билетами сейчас. «Ой, ну у нас нет билетов на субботу. Мы можем вернуть вам денежки», – услышала я в ответ. (То есть, по их мнению, турист вот так вот легко может отказаться от отпуска только потому, что они закрывают свои провальные даты?). «Нет, – ответила я, – вы не поняли. Мне нужно быть в понедельник в Эль-Гуне на переговорах, и если я туда не попаду, то случится большая неустойка». – «Вам надо было позвонить, человека, который за это отвечает, сейчас нет на месте». – «Ничего, я подожду здесь, в переговорной». На моем лице, видимо, было написано, что я знаю чуть больше, чем среднестатистический турист, потому что сотрудница компании несколько растерялась и позвала старшую. «Давайте мы вам позвоним в течение дня…», – начала было та. «Нет. Вы понимаете, что такое неустойка?».
Начальница ушла внутрь. Я слышала, как она звонит гендиректору. Через пять минут из комнаты вышла сотрудница со словами: «Да, у нас есть билет, наш директор посадил вас на рейс такой-то в субботу». «Вы можете выписать мне билет?» – «Нет, пока не можем, только ближе к девяти вечера» – «Тогда давайте укажем детализацию полета в договоре» – «Вы знаете, что эта услуга платная? Стоит 1000 рублей». (Очень интересно, насколько такие условия в туристическом договоре вообще легитимны, но сейчас не время для подобных дискуссий.) – «Хорошо, я заплачу».
Судя по всему, мои слова опять стали для нее неожиданностью. Уйдя в комнату и, видимо, посовещавшись с коллегами, девушка вышла со словами «Ситуация изменилась, мы сейчас вам выпишем билет». Что они и сделали. С билетом обратно все было в порядке.
Хэппи-энд, скажете? В общем-то, да, только вот к чему вообще вся драматургия, если билет был выкуплен заранее? Лично мне эта история стоила потери половины рабочего дня, последствия которой пришлось ликвидировать по прилете, вместо того чтобы заниматься там совершенно другими делами. Я уже не говорю о потерях в рядах собственных нервных клеток.
Впрочем, у этой истории есть свои плюсы – это очередной мастер-класс по борьбе с «разводиловом». В нашей-то жизни еще не раз пригодится!
Честно говоря, я не собиралась ставить пластиковые окна в своей хрущевской квартире – дорого, да и шума особого не было. Единственное, что удручало – это эстетическое состояние окон и подоконников образца 1958 года. И тут на мой рассказ о намерениях починить старые окна и о том, сколько это стоит, одна подруга предложила: «Да зачем тебе это надо! Ты за эти деньги можешь поставить пластиковые. У меня есть один знакомый, он дешево ставит». Знакомый (назовем его Павел) ставил окно маме подруги, работает как индивидуальный предприниматель и на подряде в той же фирме, где подруга трудится юристом. Выяснилось, что ставит он не просто дешево, а фактически три окна по цене двух в любой другой оконной конторе.
Отказываться от такого предложения было глупо, а потому через неделю Павел уже делал замеры в моей квартире. Окна он заказывает в «Окнах Баринов». В силу невысокой цены Павел взял с меня стопроцентную предоплату оконных профилей (за монтаж предстояло заплатить уже тогда, когда окна установят). Обещали в течение недели сделать.
Неделя вылилась в три. Сначала было перегружено производство, затем в «Баринове» почему-то целую неделю не могли найти машину, чтобы доставить профили. Но вот наконец-то окна прибыли. Через пару дней пришли монтажники. Сразу выяснилось, что они не привезли с собой откосы – хотя Павел договаривался, что откосы те принесут свои. Вставили одно окно, вставили второе… и тут оказалось, что все не так гладко: зазоры между окном и оконным проемом оказались по 7-9 сантиметров, а подоконник вовсе не подошел по размеру – не правильно сделали замеры. Поскольку третье окно по размерам идентично второму, то подоконник другого размера требовался и для него. Дело клонилось к вечеру (да и пришли бравые молодцы на пару часов позже, чем обещали), а потому все работы было решено отложить до завтра – тем более откосов все равно не было. Договорились, что монтажники сами купят и привезут их вместе с подоконниками, из-за чего они взяли с меня аванс – половину стоимости работ. Плюс ко всему, «Баринов» забыл поставить мне одну противомоскитную сетку.
Я до того момента была человеком в окнах неопытным. Но простая логика и здравый смысл подсказывали мне, что зазоры в 9 сантиметров, покрытые пеной, через которую видно улицу – это не совсем правильно. Я позвонила монтажникам и спросила, чем, собственно, они собираются заделывать эти зазоры – те сказали, что пеной, ничем другим не могут, да и не нужно, не волнуйтесь, все будет в лучшем виде. Я позвонила разным друзьям и знакомым, которые ставили у себя пластик, и все в один голос ужаснулись – мол, какие 7 сантиметров?! 3-4 максимум! Придет зима, и настанет, сама знаешь что. Непечатное...
И тогда я позвонила знакомому строителю. Он пришел, посмотрел и сказал – так оставлять нельзя. Нужно другое окно – большего размера. При этом мне так сильно разломали откосы (в чем вина не монтажников, а конструкции блочного дома), что по уму, прежде чем ставить пластиковые, нужно сначала сделать штукатурные работы. Которые надо поручать другим людям – монтажники такое не делают. Тут пришли монтажники, и под общим нажимом признались, что вообще-то да, все это не комильфо и по-хорошему надо делать новые окна. Но такой сценарий маловероятен, потому что Павлу тогда придется два раза платить. А официального договора у меня с ним не было.
К моему удивлению, Павел признал свою вину с замерами и сказал – переделаем. С монтажниками мы сошлись на том, что когда будут новые окна, тогда они придут и все доделают. Подоконники и откосы остаются у них, а у меня – куча цементной пыли в квартире, убирать которую бессмысленно, поскольку она перманентно летит с разбомбленных откосов.
Через пару недель, прожитых в интерьере а-ля после бомбежки, после препирательств Павла с «Окнами Баринов», в которые я даже вникать не хотела, новые окна прибыли вместе с недостающей сеткой. Теперь в коридоре не пройти – все место заняли окна. Договариваюсь с монтажниками на субботу, они говорят, что не могут – давайте в воскресенье. В воскресенье встаю ни свет, ни заря, чтобы закатать все, что можно, в укрывную пленку (работа предстоит грязная) – нейдут. Звоню – опять не можем, давайте завтра. И так три раза. С неприятным чувством потерянной предоплаты звоню Павлу и говорю, что думаю по поводу этой ситуации. Павел отвечает, что, судя по всему, «Баринов» будет ставить мне окна до Нового года: мол, им не понравилось, что нужно приходить еще два раза. И он договорился с другими монтажниками. При этом никаких доплат с меня не возьмут – деньги, отданные нерадивым «баринцам», Роман мне компенсирует, и получить их обратно уже его задача.
Новые монтажники из фирмы «Окна Пластики» пришли быстро и не пропадали. Вместо предварительной штукатурки откосов предложили мне деревянные рейки, которые входят в стоимость работ. Выяснилось, что переставлять надо даже то окно, которое делали «бариновские» работники, поскольку поставили они его слишком низко, из-за чего нельзя всунуть отлив. То есть в итоге люди взяли 6 000 рублей, все сломали, предварительно не сверив размеры (как обычно делают грамотные монтажники – до начала работ), поставили два окна, оба из которых пришлось переставлять, и даже не привезли подоконники и откосы, за которые им заплатили. А другие люди переделывали их «косяки».
Не считая двух месяцев жизни в режиме грязи и почти ожидания чуда, все хорошо, что хорошо кончается. Хотя – надо еще зиму пережить… А одного из тех монтажников, по слухам, «Окна Баринов» все же уволили. Говорят, не только у меня «накосячил».
По долгу службы я часто летаю за рубеж – в среднем раз-два в месяц. Летаю в разные места, разными авиакомпаниями. И вот судьба забросила меня на остров Маврикий – прямым рейсом авиакомпании «Трансаэро».
Тут надо сделать некоторое пояснение для тех, кто не в курсе. Авиакомпания «Трансаэро» – вторая по величине в России после «Аэрофлота», и позиционирует она себя как практически второй национальный перевозчик. Особенно гордится авиакомпания тем фактом, что, в отличие от официального нацперевозчика, конек «Трансаэро» – это прямые дальнемагистральные рейсы в города, во многие из которых «Аэрофлот» не летает. То есть на многих экзотических и дальних направлениях – в числе таковых и остров Маврикий – у российского туриста выбор таков: либо прямой рейс «Трансаэро», либо рейс зарубежной авиакомпании с пересадкой.
Надо сказать, что года полтора назад я летела «Трансаэро» в Мале (Мальдивы), и тогда мне крупно повезло сидеть в ряде у окна – там шаг между креслами был стандартный, в то время как между рядами в центре салона расстояние было настолько маленьким, что ноги было некуда девать. И когда вы летите десять часов, это действительно проблема! Потому на сей раз я весьма обрадовалась полету в бизнес-классе.
В целом этот полет нельзя назвать каким-то из ряда вон выходящим. Но несколько моментов, на которые можно было бы не обратить внимание в экономе, для бизнес-класса показались мне неподобающими.
Например, некоторой неожиданностью для меня стал тот факт, что вместо привычно висящих над креслами экранов (а приличные авиакомпании так вообще размещают эти экраны на спинках впереди стоящих кресел – и не только, кстати, в бизнес-классе), всем раздали переносные play station. В принципе, это можно было бы вполне пережить (главное – спросонья не усесться на эту станцию), если бы работали они бесперебойно. Но, помимо того, что в этих станциях постоянно садятся батарейки, и на самом интересном месте фильма приходилось вызывать бортпроводника и просить, чтобы он заменил станцию, оставляли желать лучшего сенсорные кнопки, по которым приходилось лупить изо всей силы по несколько раз, чтобы добиться результата.
Питание. Надо отдать должное – его было очень много. Голодным в «Трансаэро» не останется ни один пассажир бизнес-класса. Однако если другие авиакомпании уже давно пошли по пути гастрономической еды в бизнес-классе, то «Трансаэро» просто предлагает нормальную еду.
Борт-проводники. Разумеется, они не грубят и ведут себя вполне прилично. Но не всегда радушно.
Скажете, я придираюсь? Это не так. Во-первых, речь идет о бизнес-классе, билеты в который по определению не дешевы. Во-вторых, Маврикий – это премиум-направление, это страна дорого отдыха и дорогих отелей – и, соответственно, требовательных туристов. В-третьих, Air Mauritius и Emirates, которыми можно долететь в эту страну из Москвы с пересадкой, также являются авиакомпаниями с несравненно более высокими стандартами обслуживания. Так что конкуренция у «Трансаэро» серьезная.
И последнее, что несколько выбило меня из колеи по пути обратно. Заходим мы в салон, и видим на креслах пледы, ни один из которых не запакован в полиэтиленовый пакет. Это уже не стандарт бизнес-класса, это требование элементарной гигиены – во всех авиакомпаниях мира, во всех классах обслуживания после каждого рейса пледы стирают и упаковывают в запаянные полиэтиленовые пакеты, которые, собственно, и свидетельствуют о том, что плед побывал в прачечной. И тут я приперла к стенке мальчика-стюарда: «Ребята, вы что, пледы не успели постирать? Противно же. Не говоря уже о том, что не гигиенично».
Надо отдать парню должное – он ни на секунду не потерял самообладания. Продолжив улыбаться голливудской улыбкой, он сказал, что, мол, не постирали мы только два пледа, но поскольку все должно быть стандартно, пришлось вытащить из пакетов и остальные пледы. Но вы не бойтесь – нестиранные лежат на местах, где никто не сидит.
…Вы бы ему поверили? Я почему-то нет.
Мне предстояло лететь авиакомпанией «ЮТэйр» в командировку во Львов. Поскольку летела я на три дня и собиралась брать с собой ручную кладь, то решила зарегистрироваться на рейс заранее на сайте перевозчика. Ввожу свои данные, система отвечает: онлайн-регстрация недоступна. Ввожу еще раз: 7 сентября, рейс UT 793 – тот же результат, вернее его отсутствие. Почему она недоступна, не ясно, поскольку мой рейс полностью соответствует указанным требованиям онлайн-регистрации, и билет у меня не групповой. Окей, думаю, сейчас позвоню им, узнаю, в чем дело, но не тут-то было: на сайте авиакомпании все телефоны – хантымансийские, поскольку авиакомпания базируется там, а московский – только «для работы с инвесторами». Поскольку время было позднее, пришлось с досадой лечь спать, предвкушая выезд из дома в аэропорт на час раньше. Однако я не поленилась написать на сайте авиакомпании соответствующее письмо, в котором также выразила недоумение по поводу отсутствия московских телефонов.
Во «Внуково» меня встречала огромная очередь возле сканнера на вход. Хорошо, что перед входом стоят киоски саморегистрации «ЮТэйр» – вот, думаю, сейчас-то и зарегистрируюсь, пока очередь идет. Но снова сюрприз: пассажир с такой фамилией не найден в системе.
Остается лишь обычная регистрация, на стойке. Отстояв длиннющую очередь и потеряв массу времени, бегу к стойкам авиакомпании. Регистрируют сразу все рейсы без разбора, что очень неудобно, периодически выкрикивая название городов, регистрация на которые через пять минут заканчивается – таких пассажиров пропускают без очереди. Вот дошли и до меня: «Есть кто на Львов?!». Подбегаю, и тут выясняется, что в билет не внесли мои паспортные данные! Поэтому система меня и не видела. Уладить это дело на стойке регистрации почему-то нельзя, и меня отправляют в кассу – благо, находится она неподалеку, обещая второй раз принять без очереди.
Возле кассы стоит нервная очередь. Обе кассирши заняты: одна говорит по телефону, другая общается с пассажиром. Протискиваюсь, говорю, что у меня регистрация заканчивается, внесите, мол, данные – реакции ноль. Жду минуту-другую, ничего не меняется. И тут, понимая, что ни в какой Львов я сейчас не полечу, и прекрасный пятизвездочный отель в Карпатах откроют без меня, как гаркну на весь аэропорт: «У меня оплаченный билет и я не могу улететь!!!». Тут дама, наконец, понимает, что все серьезно, и начинает заниматься моим билетом. По ходу дела выясняется, что я не одна – у женщины, которая вылетает другим рейсом той же авиакомпании, такая же проблема. О том, почему в моем билете не оказалось паспортных данных, история умалчивает. Но извиняться за неудобства и порчу нервов (тем паче предлагать какие-то бонусные компенсации) передо мной никто не собирается. Да уж ладно, не до жиру – улететь бы…
Возвращаюсь к той же девушке на регистрацию, и тут обнаруживается, что она закрыта! Хорошо, что девушка оказывается находчивой – она звонит куда-то по рации и просит открыть регистрацию для меня, поскольку я лечу одна и без багажа. Парень на том конце беспроводной связи соглашается, и через 15 минут я, уже совершенно взмыленная, влетаю в самолет.
Могу констатировать, что воздушный сервис этой авиакомпании работает лучше, чем наземный: вполне приличный Boeing, вежливый персонал, неплохое питание… За исключением, правда, вина – впрочем, другие российские авиакомпании бесплатно и такого не предлагают.
По приезде обнаруживаю в мейле ответ из службы поддержки «ЮТэйр»: надо отдать должное, ответили они оперативно. В письме значилось: «Добрый день, Мария!
Приношу Вам свои извинения за причиненные неудобства. К сожалению, Вы не уточнили свою ФИО, поэтому мы не можем сообщить точную причину отказа в регистрации на рейс через сайт. Никаких ограничений со стороны Авиакомпании для пассажиров, вылетающих в г. Львов нет. Относительно федерального номера поясняем, что у Авиакомпании есть справочно-информационная служба, в которую можно бесплатно позвонить по телефону из России 8 (800) 100-08-08 или с сайта Авиакомпании. С уважением, Ольга Корякина, менеджер отдела организации перевозок
ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр». В ответ на мое указание фамилии мне пришло еще одно письмо, в котором г-жа Корякина сетовала на то, что я бронирую билеты через неблагонадежные агентства, «которые некорректно вносят данные», и рекомендовала бронировать билеты только на сайте самой авиакомпании. Между тем, билет мне бронировала крупная международная гостиничная корпорация, сотрудники которой собаку съели на подобных операциях, да и ни одна авиакомпания не продаст билеты без паспортных данных. Так что «косячок»-то случился именно у «ЮТэйр», но доказывать это, конечно, я не стала. А вместо этого еще раз зашла на сайт авиакомпании, и тут до меня дошло, что первый раз я каким-то невероятным образом – но с поисковика! – попала на сайт «Группы ЮТэйр», а не на авиакомпанию, которая является ее подразделением, и у группы в Москве телефон действительно только для инвесторов. С одной стороны, вроде сама виновата, с другой – интерфейс сайта настолько похож на сайт авиакомпании, что, думается, я не единственный пользователь, который в ночи может и не просечь «фишку». Тем более что какой-то внятной кнопки типа «Для пассажиров» или «Перейти на сайт авиакомпании» на этом портале нет – чтобы догадаться, что вы попали не туда, нужно кликнуть на малюсенькую стрелочку вверху, и тогда в дополнительном окне вам откроются опции, одна из которых – «Пассажирские перевозки».
Согласитесь, не все пассажиры одинаково продвинуты. Некоторые вон вообще летать боятся...
По поводу авиакомпани «Трансаэро» iworker писал неоднократно – да я и сама была свидетельницей совершенно неподобающего сервиса на борту на дальнемагистральных рейсах авиакомпани – в частности, на Мальдивы, Маврикий, в Доминикану. На этих направлениях вы чувствуете себя словно в чартере на Хургаду – со всеми вытекающими последствиями в виде плохой еды, узким межкресельным шагом и не откидывающимися спинками, нехваткой персонала, грязью в туалетах и т.д. Полетав той компанией в командировки, я дала себе слово, что за собственные деньги никогда в жизни не полечу с «Трансаэро» больше четырех часов. Но... не устояла перед их распродажей билетов на прямой рейс в Майами. Цена в эконом-классе начиналась от 20 000 рублей, что очень недорого для этого направления. Мы с другом зажмурились и купили билеты, морально приготовившись к всяческим проявлениям треша – накануне как следует выспались, захватили подушки (разве что не одеяла), бутылку шампанского, тапочки и даже кое-какую еду. В конце концов, дешево – есть дешево.
Первый приятный сюрприз ожидал нас на регистрации: в эконом-классе можно провозить не 20, как обычно, а 25 кг багажа. Для Америки, где все россияне неистово занимаются шоппингом, это очень важно. Так что по поводу одного пункта уже можно было радостно выдохнуть. Но... каково же было наше удивление, когда мы оказались на борту! В нашем распоряжении оказался вполне себе новый, приличного вида Boeing (на других длинных рейсах этой авиакомпании летают «ветераны» американского самолетостроения с неработащими кнопками и неопрятными креслами), с широким, едва ли не как в бизнес-классе, расстоянием между креслами (!), спинки которых откидывались опять-таки под вполне приличным углом. Проводников было достаточно много, все они улыбались и были чертовски вежливы. В спинках кресел лежали подарочные носки и маски. Карта полетов на встроенном в спинку экране работала. (Омрачали всю эту дольчевиту разве что их извечные переносные развлекательные станции, которые раздают за бешеные деньги при полном отсутствии каких-либо бесплатных развлечений – кино или музыки. Прокат станции стоит 1000 рублей – это, между прочим, три билета в кино! Впрочем, по сравнению с прочими трансаровскими напастями это цветочки).
Дальше начались еще более невероятные вещи. Во время ужина нам предложили бесплатное вино и пиво. Ужин оказался обильным и вкусным, с двумя закускам и вполне приличным цыпленком, а моя паста с сыром и овощами так вообще почти тянула на итальянский ресторан. Также предлагали напитки в перерывах меду кормлением. На мою просьбу налить еще один бокал вина ответили «пожалуйста». В общем, мы сыто-пьяно растянулись в просторных креслах и думали уже было вздремнуть, как нам принесли... мороженое. И не просто мороженое, а на выбор – шоколадное, ванильное и клубничное! И оно не заканчивалось в последних рядах! И даже можно было попросить добавку!
Вы спросите: что случилось с авиакомпанией? Может, у них так теперь везде? И они вообще стали впереди планеты всей?! Или, может, это был розгрыш? Или сон?
Отвечу: все совсем не так. Хотя загадок тут нет, и все довольно банально: все дело в конкуренции – первом и самом быстром двигателе любого бизнеса. Просто разница рейса в Майами с рейсами в Пунта-Кану, Мале и Маврикий в том, что рейсы в Майами – регулярные, а в остальные вышеперечисленные места – чартерные. Хотя это и так называемые чартеры на регулярной основе, хотя и стоят они вдвое дороже регулярки, но – конкуренции-то нет. Почему, опять спросите вы? А потому, что большая часть пассажиров, летящая в Майами, покупает свои туры не пакетом, а бронирует билет отдельно. Потому что, во-первых, отелей в США – как тараканов в коммуналке, и по интернету они стоят дешевле, чем у российских туроператоров. Потому что оптом турфирмы их не бронируют – не тот спрос. Во-вторых, едва ли не половина наших граждан летит в Майами к родственникам, друзьям, знакомым и знакомым знакомых, а значит, им вообще нужен только билет. И массово заставить их сделать выбор в пользу именно «Трансаэро», а не «Аэрофлота» или Delta (эта компания, правда, летает в Майами с пересадкой в Нью-Йорке, но стыковка эта удобная и увеличивает общее время полета не более, чем на час-другой), с не откидывающимися спинками кресел, проводницами-грымзами и скудной бортовой кормежкой довольно проблематично. Потому что распродажа – это, конечно, хороший стимул, но вещь непостоянная и эфемерная. На следующий день после того, как мы купили наши билеты, они стоили уже на треть дороже...
А билеты в Мале, Пунта-Кану и на Маврикий пассажирам втюхиваются вместе с туристическим пакетом, который, конечно, получается дешевле, чем с альтернативными перелетами европейскими авиакомпаниями, которые еще и не напрямую летают, а через Европу или Дубай, с не всегда удобными интервалами. Хотя, как я слышала, многие туристы предпочитают провести время в пересадке, но в комфорте, нежели в неудобном кресле с невкусной едой. Но этот вид конкуренции в «Трансаэро», видимо, еще не прочувствовали.
Справедливость торжествует!
Ткач Андрей Михайлович → Я вот обратила внимание, что все кто Ткача обвиняют пишут то под псевдонимами. Чего боимся то. Он, что вас так запугал. Или вы трусишки или на само деле лгуны. Вот например те, кого якобы под Новый год кинули. Подовайте в суд, у вас же есть трудовые дого
5 января 2011 года в 17:47Как у вас тут весело, однако: "хитрое, но не умное неграмотное существо" - тянет на сценарий новогодней сказки :-))