Рейтинг@Mail.ru
    Работа \ Обучение \ Учим английский по-новому: моделирование способностей

    Учим английский по-новому: моделирование способностей

    I need a father who’s a role model, not some horny geek boy…

                                                                                                                              American Beauty

    Современные психотехнологии (в частности, НЛП) возникли как результат моделирования способностей успешных талантливых людей. Ученые исследовали принципы действий тех, кто добился в своей деятельности очевидных высоких результатов, либо был оригинален и оставил след в искусстве или науке.

    Задача была довольно простой – понять, как они это делают, и затем смоделировать техники обучения этому любого другого человека.

    В итоге возник самостоятельный пласт техник, который позволяет как бы «копировать» чужие способности и делать их доступными для себя, моделируя тем самым свое личное мастерство. Благодаря этим техникам человек сможет развить или освоить практически любую способность.

    О своем первом осознании необходимости поиска ролевой модели рассказывает A.G. Hoge: «Когда я начинал свой собственный бизнес, я плохо ориентировался в этой сфере. Точнее сказать, я был полный ноль и не представлял, что нужно делать. Я просто был учителем английского языка. У меня было два варианта. Я мог пытаться что-то делать, ошибаться, исправляться, снова пытаться и т.д. Словом, учиться на своих ошибках. Это очень долго. Я хотел быстрого успеха. Что же я сделал? Я нашел ролевые модели. Я познакомился с людьми, которые уже достигли успеха в бизнесе. Я читал их книги. Я ходил на их семинары и тренинги. Я узнал у них все, что мог. А потом я использовал полученные знания в своем бизнесе. Таким способом я смог добиться успеха намного быстрее.  Я мог применять те стратегии, которые они использовали и разрабатывали в течение многих лет. Я же мог применить их в течение нескольких месяцев или даже недель».

    Вы можете сделать то же самое применительно к изучению английского языка. Вы способны найти ролевые модели, то есть людей, которые достигли совершенства в этом деле, и просто «своровать» их методы. Вы можете использовать их стратегии и выучить язык гораздо быстрее. Вы совершите гораздо меньше ошибок. Вот почему использование ролевых моделей так важно. Оно не только ускоряет процесс обучения, но также дает эмоциональную поддержку. Вы видите, что есть люди, которые достигли того, к чему вы стремитесь. Значит, это реально и достижимо.

    В начале своей преподавательской карьеры A.G. Hoge обучал английскому языку корейских детей. Он использовал традиционные методы, которые нам также хорошо знакомы со школы: учебники, упражнения, изучение грамматики и новых слов. Результаты были плачевны. Однако со временем Hoge начал замечать, что некоторые дети учатся гораздо быстрее остальных. Ему, естественно, стало интересно, чем эти дети отличаются от других… Он беседовал с ними, сравнивал их со сверстниками  и фиксировал отличия. Со временем на основе полученных данных начала формироваться ролевая модель, паттерн. И что интересно, наиболее успешные ученики всегда делали одни и те же вещи, и этим отличались ото всех остальных.

    Позже, спустя несколько лет, когда Hoge учился в магистратуре, он начал искать иные ролевые модели. В этот раз объектом его внимания стали ученые и исследователи, которые занимались изучением методики преподавания иностранного языка. Его интересовали результаты научных исследований, которые демонстрировали, какие методы наиболее эффективны. На основе полученных данных также начал формироваться паттерн, ролевая модель. И этот паттерн оказался таким же, как и в случае с успешными учениками. Ученые обнаружили то, к чему дети пришли интуитивно – они рекомендовали, а дети применяли на практике одни и те же методы. На основе этих двух паттернов и была создана система обучения английскому языку A.G. Hoge.

    Теперь, наверное, уже пора рассказать о ролевых моделях, которые изучал Hoge. В его группе в Сан-Франциско училась девочка из Кореи по имени Джини. Она осваивала язык настолько быстро, что в это трудно было поверить. Естественно, Hoge заинтересовался этим фактом и стал расспрашивать девочку, как она изучает английский? Сходные вопросы он задавал и другим ученикам. Первое, что обнаружил Hoge, девочка очень много слушает. После школы она включает плеер и слушает уроки самого Hoge, а также подкасты на английском. Кроме того, она смотрит англоязычные каналы. Говоря научным языком, Джини с успехом использует метод аудирования. Она осваивает язык ушами. Другое любимое занятие Джини – читать на английском. Но она не читает учебники! Она читает рассказы. Пусть это очень простые детские рассказы, но это настоящие английские тексты, а не препарированные и адаптированные варианты из учебников. Главная фишка – девочка читает и слушает то, что нравится ей самой. Она сама выбирает, что ей интересно – содержание, общий смысл, а не отдельные слова и грамматические правила.

    Другой ролевой моделью Hoge’a стал ученый-лингвист Steve Kaufman. Kaufman самостоятельно выучил 12 языков, и продолжает осваивать новые. Он канадец, его родной английский, кроме того он знает французский, китайский (кантонский и мандаринский диалект), русский, корейский и еще семь или восемь европейских. Так же, как и в случае с Джини, Hoge внимательно изучил опыт Kaufman’a и обнаружил удивительную вещь.

    Представьте себе, Стив и Джини осваивают язык сходным образом. Во-первых, Kaufman использует метод аудирования. Он очень много слушает: практически 80% времени он слушает записи на изучаемом языке. Он, как и Джини, учит язык ушами. Кроме этого, Стив читает сборники рассказов, статьи и журналы. Важная деталь – он читает только то, что ему интересно, а не то, что предлагают учебники и хрестоматии. Еще один существенный момент – Стив специально не изучает грамматику. Возможно, некоторые базовые правила он осваивает, но основное его внимание сосредоточено на чтении и слушании того, что ему интересно. Точно так же, как и Джини.

    Позже Hoge стал обнаруживать эти паттерны снова и снова. Лучшие ученики, лучшие студенты демонстрируют тот же подход к обучению. Это прекрасные ролевые модели, поскольку они всегда поступают одинаково – много читают и много слушают. Кстати, вспомните, как дети осваивают свой первый, родной, язык – они тоже много слушают и просят почитать им вслух. Вполне очевидно, что второй язык нужно изучать также, жаль, что школьные преподаватели об этом не знают.

    Еще одна интересная деталь, которая обнаруживается при изучении опыта успешных учеников – все они используют метод «углубленного изучения», то есть многократного прослушивания одного и того же текста. Интересен пример китайского студента, который сейчас живет в Канаде, по имени Джерри Дай. У Джерри была мечта – совершенное произношение. Он хотел говорить как Элвис Пресли и Рональд Рейган. Что он делал? Он слушал, слушал, слушал. Каждый день он слушал записи на английском. Но так делают многие, что же необычного было в его подходе?

    Он применял метод углубленного изучения. Это значит, что одну и ту же статью, один и тот же диалог он слушал 100, 200, 300, 400, 500 раз. Amazing! Это похоже на безумие. И сильно отличается от подхода, который применяют обычные студенты. Однако благодаря тому, что Джерри осознал силу этого метода, он смог выучить и впитать все звуки английского языка, все его речевые особенности. Джерри понял, что углубленное изучение гораздо эффективнее, чем стремление выучить как можно больше слов и правил.

    Конечно, вам совсем не обязательно слушать текст по 500 раз. Вам будет трудно сохранить мотивацию и преодолеть скуку, но основной принцип все же остается – слушать нужно много раз, чем больше, тем лучше. Впрочем, об этом мы уже говорили на прошлом уроке.

    Подведем итог. Первое, что вам нужно сделать – найти ролевую модель, образец для подражания. Где его искать? Проще и лучше всего – в Интернете.  Это идеальная среда для поиска единомышленников по всему миру. Вы можете вступить в группу или сообщество изучающих язык и там познакомиться с людьми, которые достигли успеха в изучении языка. Учитесь у них, повторяйте за ними все их шаги.

    Кроме того, вступив в сообщество изучающих язык, вы получите мощную эмоциональную поддержку. Изучать язык в одиночку трудно, изучать его в обществе единомышленников – гораздо приятнее и эффективнее. Удачи!

    Алексей Яковлев



    Теги: изучение английского , выбор ролевой модели , паттерн
    Смотрели:

    всего 132460 раз



    Комментарии: Добавить комментарий

    • Точно мотивация это главное. Вот моя учительница французского Люси, придумала курс французский через фотографию, и типа я пошел подтянуть свои забытые знания, тем более что фот графия типа мое увлечение.. Вспонить все было конечно не просто, тем более что девушки меня привлекают больше чем фотография, а фотография это только инструмент воздействия. Но Люси так нежно целовалась, что в моих уроках должен был случится прорыв, выход на новый уровень. Но этого не случилось, я вспомнил, что нужно учить немецкий, но не стал, а к ней приехал французский парень. Вот такая история печальная, языкознательная.

    Добавьте ваш комментарий:

    Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.