Учим английский по-новому: раскрываем карты
- Об уроке
- Читать урок
Сегодня мы сведем воедино знания, полученные на предыдущих уроках. Для этого представим процесс освоения языка, как ориентированный в четырех направлениях: в прошлое, в будущее, вовнутрь и вовне. В центре процессов – личность, изучающая язык, то есть вы.
Мы начали наш цикл с процесса, направленного внутрь – работы с эмоциями. Хорошее настроение увеличивает скорость обучения в 2-3 раза. Первый урок рассказывал, как изменить свое настроение с плохого на хорошее, а уже после этого приступать к изучению английского языка (Учим английский по-новому: властелин эмоций – http://www.iworker.ru/lesson/about/410081).
Затем мы рассмотрели процесс, ориентированный в прошлое. Мы работали с установками и убеждениями, основанными на прошлом опыте. (Учим английский по-новому: работаем с установками – http://www.iworker.ru/lesson/about/430481).
Например, у вас сложилось устоявшееся мнение, что «английский – это муторно и скучно». Откуда это все идет? Правильно, со школы. Когда вы вспоминаете об английском, вы одновременно вспоминаете уроки в средней школе, когда учительница поправляла вас, и вы чувствовали себя неловко. Или вы вспоминаете скучные тесты, которые ничему не учат, или исправления в тетради, сделанные отвратительной красной пастой, или что-то еще. И вот вы уже начинаете кидать в этот костер бревна своих негативных воспоминаний, и получаете в итоге хорошо сформированное, устоявшееся, обоснованное и основанное на личном опыте мнение, что языки это вообще трудно, очень скучно и это не ваше призвание. С этим ничего не поделаешь. Рожденный ползать. Нет у меня способности к языкам, и все. This is the end.
Ресурсное состояние – это оптимальное внутреннее состояние человека. Оно основано на воспоминаниях о когда-то успешно выполненной работе, о приятных моментах внутренней гармонии, уверенности в себе. Ресурсное состояние может быть использовано для успешного обучения, достижения намеченных результатов значительно эффективнее.
Следующее направление – процесс, ориентированный в будущее (Учим английский по-новому: властелин мыслей – http://www.iworker.ru/lesson/about/422067).
Постоянно помните о том, что ждет вас в конце пути, думайте о призах и подарках. Почаще представляйте себя человеком, который бегло и уверенно говорит по-английски в какой-нибудь приятной для вас ситуации. Например, на автограф-сессии.
Наконец, на последнем уроке мы рассмотрели процесс, ориентированный во вне. Мы искали ролевую модель и воспроизводили ее поведение (Учим английский по-новому: моделирование способностей – http://www.iworker.ru/lesson/about/458266).
Современные психотехнологии (в частности, НЛП) возникли как результат моделирования способностей успешных талантливых людей. Ученые исследовали принципы действий тех, кто добился в своей деятельности очевидных высоких результатов, либо был оригинален и оставил след в искусстве или науке.
Задача была довольно простой – понять, как они это делают и затем смоделировать техники обучения этому любого другого человека.
В итоге возник целый самостоятельный пласт техник, который позволяет как бы «копировать» чужие способности и делать их доступными для себя, моделируя тем самым свое личное мастерство. Благодаря этим техникам человек сможет развить или освоить практически любую способность.
Вы можете сделать то же самое применительно к изучению английского языка. Вы можете найти ролевые модели, то есть людей, которые достигли совершенства в этом деле, и просто «своровать» их методы. Вы можете использовать их стратегии и выучить язык гораздо быстрее. Вы совершите гораздо меньше ошибок. Вот почему использование ролевых моделей так важно. Оно не только ускоряет процесс обучения, но также дает эмоциональную поддержку. Вы видите, что есть люди, которые достигли того, к чему вы стремитесь. Значит, это реально и достижимо.
В результате, изучение языка выглядит следующим образом:
Однако этого мало. Для успешного освоения языка необходимо следовать трем принципам, каждому из которых был посвящен отдельный урок.
Repetition
(Учим английский по-новому: сила повторения – http://www.iworker.ru/lesson/about/453167).
Это метод «углубленного изучения», многократного прослушивания одного и того же текста. Когда я говорю «многократное», я имею в виду не два-три раза, а раз 40 и больше.
Тяжело? Физически это не тяжело, тем более что это не нужно делать в один день.
Скучно? Попробуйте вот такую штуку. Сам Hoge называет это «change your focus», то есть сменой точки зрения. Не надо слушать одинаково, нужно слушать по-разному. Каждый раз вы находите small distinction, маленькое отличие в своем восприятии текста. Например, слушая первый раз, вы, очевидно, сосредоточите свое внимание на понимании. Сначала послушайте просто так, не напрягаясь и не пытаясь ничего понять. У вас впереди еще 39 прослушиваний, пока просто знакомьтесь. Со второго раза вы, возможно, начнете понимать общий смысл и отдельные слова. Третий раз послушайте, имея перед глазами текст того, что слушаете. Четвертый раз слушайте без текста. В общем, слушайте до тех пор, пока не почувствуете, что понимаете все, и вам становится скучно.
Теперь пора сменить точку зрения. Сосредоточьтесь на произношении. Следите за тем, как диктор произносит каждое слово. Думайте об этом. Несколько раз послушайте текст с этой точки зрения или точки слушания, если хотите.
Следующий способ прослушивания или точка зрения – сосредоточиться на интонации. Послушайте, где диктор говорит громче, а где – тише, где растягивает слова, а где, наоборот, произносит скороговоркой, как движется основной тон – где интонация идет вверх, а где – вниз. Поверьте, это очень увлекательно, это совершенно новый взгляд на казалось бы знакомый до боли текст. Представьте, что вы музыкант и ваша задача – услышать каждую ноту, почувствовать ритм, не пропустить ни одного звука.
Reading
(Сила чтения – http://www.iworker.ru/lesson/about/390221).
Представьте себе, вы читаете просто ради удовольствия, just for fun! Это означает, что вы читаете очень много легких книг. Это могут быть просто детские книги. И вы просто читаете, читаете, читаете. Другими словами, мы учимся читать, читая. Мы расширяем словарный запас, читая. Мы осваиваем грамматику, читая. Мы приобретаем навыки чтения, читая. Не анализируя и изучая грамматику. Не заучивая слова на карточках. Если вы читаете что-то очень легкое, вы поймете большую часть слов. Если вам попадется новое слово, не пытайтесь его запомнить. Вы поймете его значение, потому что вы понимаете основную идею рассказа, вы понимаете смысл абзаца, смысл предложения. Одно непонятное слово – вы можете предположить, что оно означает. И знаете, что произойдет? Вы увидите это слово еще раз в другом месте книги, в другой ситуации, в другом абзаце, в другом предложении. И в какой-то момент вы скажете «А-а! Кажется начинаю понимать!». Потом вы увидите это слово снова и снова, и через какое-то время вы освоите его естественным образом. Даже не пытайтесь его запоминать. Не заучивайте его, вы и так запомните его навсегда. Это лучший способ расширить словарный запас.
Kazen
(Учим английский по-новому: путь кайдзен – http://www.iworker.ru/lesson/about/446201).
Кайдзен – это постоянное совершенствование. Каждый день, каждую неделю, месяц, год, всегда. Другими словами, кайдзен – это противоположность инновации.
Инновации – это быстрые и значительные перемены к лучшему. Например, вы интенсивно изучаете английский в течение месяца или двух и, скорее всего, за это время вы достигнете значительных результатов. Вы совершите прорыв в своем владении языком. Это инновация. Но есть и другой путь – путь кайдзен. Вы можете слушать английскую речь, читать английские тексты по чуть-чуть, по 20 минут в день. Каждый день. И каждый день вы будете чуть-чуть совершенствовать свой английский. Ключевая идея здесь – ежедневность. Как лекарство: утром и вечером. Если один раз пропустили –конечно, ничего страшного не произойдет, но лучше не пропускать, сразу настройте себя так. И тогда через неделю, месяц, год или даже два эти маленькие «самоусовершенствования» приведут к ошеломительному прорыву и переходу на другой уровень. Это идея кайдзен.
Все, что вам нужно для изучения языка, это соблюдать баланс процессов, направленных внутрь, вовне, в прошлое и в будущее, и следовать трем принципам – повторение, чтение, кайдзен.
Вот, в принципе, и все. Удачи!
Комментарии: Добавить комментарий
Спасибо! Как всегда, информативно. Понравилось краткое обобщение информации. Ну и кроме того, приятно, что вы всегда по существу и ясно формулируете, а не растекаетесь мыслью по древу. В общем, с удовольствием читаю ваши уроки. Как-то так.
Добавьте ваш комментарий:
Чтобы оставить комментарий вам нужно войти на сайт или зарегистрироваться.